На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Личный

2 подписчика

"Дума о Севастополе", Часть 3. Херсонес Таврический, Национальное достояние России

Предыдущие части: ЧАСТЬ 1 и ЧАСТЬ 2

Для того чтобы понять, когда был рождён Херсонес Таврический в Тавриде (Крыму) - надо вспомнить: а что такое Крым, и кто его воспевал (к примеру, Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин), и что дало посещение Крыма поэту:

Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края...

Эти строки родились, когда Александр Сергеевич Пушкин переправлялся 195 лет назад через Керченский пролив на крымскую землю 27 (по новому стилю) августа 1820 года. Керчь — первый город, который увидел поэт, путешествовавший с семьёй генерала Николая Раевского.

Пушкин в КрымуПушкин и его спутники осмотрели развалины древней крепости на горе Митридат, посетили Золотой курган. В память о пребывании в городе Александра Сергеевича в 1937 году керченская улица Мечетная была переименована в Пушкинскую. Имя поэта носят также Историко-археологический музей, городская юношеская библиотека №1 и Драматический театр. 18 сентября 1999 года на набережной, где в начале XIX века была пристань, к которой причалил парусник, доставивший с Тамани путешественников, был установлен памятник, спроектированный известным крымским скульптором Романом Сердюком.

Из Керчи Пушкин и Раевские приехали по почтовому тракту вечером 28 августа в Феодосию. Путешественников разместили в загородном доме градоначальника Семёна Броневского, крупного государственного деятеля, учёного, писателя, основателя Музея древностей и уездного училища, автора герба города. В финале поэмы «Бахчисарайский фонтан» и черновых записях элегии «Кто видел край» есть описание одного и того же пейзажа:

Как я любил над блещущим заливом
Развалины, венчанные плющом,
Они стоят в забвеньи горделивом

Погостив у гостеприимного сослуживца по Кавказу Николая Раевского, они отправились 30 августа морем на корвете «Або» в Гурзуф. Феодосийцы увековечили память о поэте в названиях улицы, грота в парке военного санатория и сквера. На месте несохранившейся усадьбы Броневского установлена мемориальная доска. На улице Войкова в Пушкинском сквере 7 июня 1974 года был открыт памятник.

Пушкин в КрымуПушкин и семейство Раевских проплыли мимо Алушты, любуясь её окрестностями. Точных сведений нет, но есть предположения, что Александр Сергеевич посещал увиденные с моря места во время конных прогулок, которые он совершал из Гурзуфа.

В 1937 году на улице Ленина (ранее улица Пушкина) был открыт памятник. Второй установлен в 1957 году в окрестностях Алушты в селе Пушкино. Он расположен на видовой площадке шоссе Симферополь — Ялта.

Путешествие по Крыму стало особо значимым в жизни и поэтической судьбе Александра Сергеевича. Он провёл в Крыму месяц, в Гурзуфе — почти три недели, которые стали не только отдыхом в кругу милого его сердцу семейства Раевских, но и плодотворным творческим периодом. Поэт признавался, что прекрасные брега Тавриды вернули ему вдохновение. В доме Ришелье, где теперь располагается Музей Пушкина, Александр Сергеевич пережил счастливейшие минуты жизни. Сюда он мысленно возвращался не раз: «Златой предел!.. К тебе летят желания мои!». Десятки стихотворений, поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Таврида» пронизаны крымскими впечатлениями. В одном из последних писем из Гурзуфа поэт связывает с этим местом замысел знаменитого романа: «Там колыбель моего „Онегина“». Восхищение первозданной красотой крымской природы отражено во многих произведениях поэта. А есть ещё и крымская лирика, вся напоённая воздухом моря и гор.

После длительных прогулок, которые заканчивались к появлению на небе звёзд, семья Раевских и их гости собирались на веранде за столом с фруктами. Потом молодёжь выходила в сад и любовалась звёздами.

Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины
И дремлющий залив, и чёрных скал вершины.

А над этими строками до сих пор мучаются исследователи творчества поэта, гадая, кто же героиня сюжета:

Там, некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень,
И дева юная во мгле тебя искала,
И именем своим подругам называла.

Пушкин в КрымуПушкин разгадки не оставил. Одни учёные видят в ней Марию Раевскую, другие — её сестру Екатерину. Сами же они никогда не причисляли себя к музам поэта. Большинство всё же склоняется к тому, что героиней популярной легенды об «утаённой любви» Пушкина является Мария, будущая княгиня Волконская, которой, как считают многие литературоведы, посвящены стихотворения «Редеет облаков летучая гряда», «Таврида», «Не пой, красавица, при мне», «На холмах Грузии», посвящение к «Полтаве», строфа XXIII главы «Евгения Онегина». Другие относят какие-то из этих стихов к Екатерине. Есть, как считают, и связанные с третьей сестрой — Еленой: «Увы, зачем она блистает», «Зачем безвременную скуку». В адресаты пушкинской лирики не попала только Софья, может быть, из-за совсем юного возраста.

Предположительно Пушкин с младшим Раевским поселился в кабинете над галереей с чердаком, откуда отчётливо слышен плеск волн. Поэт вспоминал: «Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря и заслушивался целые часы».

Пушкин просыпался обычно раньше всех и по тропинке, посыпанной морской галькой, спускался к морю, прогуливался среди оливковых деревьев, полосой протянувшихся вдоль всего берега. Может быть, именно здесь однажды утром поэту явилась прекрасная дочь морского бога Нерея: 

Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел Нереиду.
Сокрытый меж олив, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою полубогиня грудь
Младую, белую, как лебедь, воздымала
И пену из власов струёю выжимала

Об этой рощице он напишет:

Там, на берегу, где дремлет лес священный,
Твоё я имя повторял,
Там часто я бродил уединённый, и вдаль глядел,
И милой встречи ждал.

Священное дерево земли обетованной порождало в душе поэта множество библейских ассоциаций, напоминало о древних греках и их походах, о далёкой истории легендарной Тавриды. Среди кустарников, сбегая с гор, извивалась горная речка Авунда, впадающая в море. В начале XIX века устье её называлось Сюнарпутан — речка снеговой воды, или Салгир. Очевидно, именно её имел в виду Александр Сергеевич, когда писал в «Бахчисарайском фонтане»:

Поклонник муз, поклонник мира,
Забыв и славу и любовь,
О, скоро вас увижу вновь,
Брега весёлые Салгира!

Или в черновом варианте стихотворения «Кто видел край»:

Приду ли вновь, поклонник муз и мира,
Забыв молву и жизни суеты,
На берегах весёлого Салгира
Воспоминать души моей мечты

В доме Ришелье рождались строки будущей поэмы «Кавказский пленник», посвящённой Раевскому: 

Прими с улыбкою, мой друг,
Свободной музы приношенье:
тебе я посвятил
изгнанной лиры пенье
И вдохновенный свой досуг

В память о прогулках Раевских и Пушкина по морю к Аю-Дагу одна из скал в районе Суук-Су носит имя Пушкина. В ней есть два грота, доступные только с моря. Один из них, названный Пушкинским, напоминает древний храм. В хорошую погоду прокатиться по ласковым волнам было в удовольствие. Но в один из вечеров, 27 августа, погода испортилась, и к ночи разыгралась настоящая буря с ветром, грозой, штормом. Это описано в стихотворении «Буря»:

Когда, бушуя в бурной мгле,
играло море с берегами

Смена впечатлений, настроений — то, без чего нет вдохновения.

И покой. В умиротворении Александр Сергеевич пишет брату:

Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался; счастливое полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, — горы, сады, море

Но всё хорошее быстро заканчивается. И наступило 16 сентября, когда Пушкин с Раевскими покинули Гурзуф и отправились верхом на лошадях в Алупку.

Поэт всю жизнь мечтал вернуться в полюбившийся ему край. С надеждой и сомнением вопрошал: 

Увижу ль вновь сквозь тёмные леса
И своды скал, и моря блеск лазурный,
И ясные, как радость, небеса?

Испытав здесь духовное возрождение, поэт, памятуя античные мифы о возвращении душ умерших в милые земные пределы, написал:

Так если удаляться можно
Оттоль, где вечный свет горит,
Где счастье вечно, непреложно,
Мой дух к Юрзуфу прилетит

Имя Пушкина в Гурзуфе носят санаторий, парк, средняя школа, набережная, филиал Ялтинской библиотеки им. А.П.Чехова.

Но главная достопримечательность посёлка — музей, открытый в доме Ришелье первоначально в 1938 году, а затем второй раз 4 июня 1989 года.

Шестого июня 1999 года, во время празднования 200-летия со дня рождения поэта, возле центрального входа в музей посадили берёзку, привезённую из Михайловского членами Крымского общества русской культуры. Корни присыпали землёй, доставленной из Святогорского монастыря.

Памятник Пушкину в санатории Пушкино в Гурзуфе

В Гурзуфе четыре памятника поэту: стела в парковой зоне санатория «Пушкино», два на территории военного санатория, бюст в Международном детском центре «Артек», на котором высечены строки:

Волшебный край, очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса

В Алупке поэт и Раевские пробыли один день и отправились верхом на лошадях в Байдары.

Фонтан Мария в Алупкинском дворце

В год пятидесятилетия Пушкина по инициативе графини Воронцовой архитектор Вильям Гунт спроектировал для Алупкинского дворца Бахчисарайский дворик и архитектурное подобие Фонтана слёз, названное фонтаном «Мария» (на фото).

В Год России на Украине — 6 июня 2003 года — была установлена памятная доска возле фонтана «Трильби» в парке Воронцовского дворца.

В Байдарской долине путешественники переночевали в селе Орлином, где в сентябре 2003 года открыли памятный знак. Из горного села они отправились в Георгиевский монастырь на мысе Фиолент. В Севастополе имя Пушкина носят две улицы: одна — в Ленинском районе, другая — в Балаклавском. Есть памятники поэту в севастопольском сквере и на мысе Фиолент, памятная доска на стене монастыря.

Дальше дорога лежала в Бахчисарай. В память о посещении поэтом древнего города его имя носят в Бахчисарае улица и Центральная районная библиотека.

В Фонтанном дворике ханского дворца установлен бюст. На перекрёстке улиц Пушкина и Ленина 6 июня 1999 года установлен памятник.

Памятник Пушкину в Бахчисарае

Из Бахчисарая путешественники направились в Симферополь, где остановились в доме профессора Дессера. В 1899 году во время юбилейных торжеств в названном Пушкинским сквере был установлен временный бюст поэта, улица Приютненская переименована в Пушкинскую. Пятого ноября 1967 года на перекрёстке улиц Пушкина и Горького была установлена скульптура из бронзы, созданная по проекту народного художника СССР, лауреата государственных премий СССР и УССР скульптора А. Ковалёва и архитектора В. Мелик-Парсаданова. На фасаде здания Дворянского театра, ныне Академического русского драматического театра, установлен бюст поэта между бюстами Чайковского и Глинки.

Двадцать шестого сентября Пушкин отправился через уездный город Перекоп в Одессу, затем к новому месту службы в Кишинёв. 6 июня 2003 года на трассе у села Перекоп открыт памятный знак.

Чтят память поэта и в Саках, где он не побывал. Здесь его имя носит сквер, в котором 6 июня 1982 года установлен бюст Пушкина, а аллеи украшены парковыми скульптурами по мотивам его произведений.

Открытой 22 августа 1977 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. Черных малой планете было присвоено имя Пушкина.

С 1977 года в Гурзуфе в день рождения поэта проводится Пушкинский праздник. В разное время здесь выступали русские поэты и писатели Борис Чичибабин, Юлия Друнина, Белла Ахмадулина, Евгений Рейн, Татьяна Толстая, Ника Турбина, Валерий Ганичев, артисты Василий Лановой, Олег Борисов, Илзе Лиепа, Зураб Соткилава, Юрий Богатиков, Анатолий Соловьяненко, София Ротару, Игорь Бэлза.

В международных Пушкинских чтениях, которые проводятся с 1989 года, принимают участие учёные, литературоведы, писатели, работники музеев из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Свой вклад в крымскую Пушкиниану вносят в нашей республике учёные, литературоведы, писатели, художники, журналисты. Если собрать всё воедино, получится не один солидный том. Может быть, когда-то будет издано и такое собрание сочинений на радость всем, кому дорого имя светоча русской и мировой литературы.

Не только Александр Сергеевич воспел Крым, но и другие писатели воспевали древнюю Тавриду. Такие как Марина Цветаева в своём стихотворении "Встреча с Пушкиным":

Я подымаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, крутой.
Не устают мои легкие ноги
Выситься над высотой.

Слева – крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна – окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.

Вижу его на дороге и в гроте…
Смуглую руку у лба…
– Точно стеклянная на повороте
Продребезжала арба…

Запах – из детства – какого-то дыма
Или каких-то племен…
Очарование прежнего Крыма
Пушкинских милых времен.

Пушкин! – Ты знал бы по первому взору,
Кто у тебя на пути.
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти.

Не опираясь о смуглую руку,
Я говорила б, идя,
Как глубоко презираю науку
И отвергаю вождя.

Как я люблю имена и знамена,
Волосы и голоса,
Старые вина и старые троны,
– Каждого встречного пса!

Полуулыбки в ответ на вопросы,
И молодых королей…
Как я люблю огонек папиросы
В бархатной чаще аллей,

Комедиантов и звон тамбурина,
Золото и серебро,
Неповторимое имя: Марина,
Байрона и болеро,

Ладанки, карты, флаконы и свечи,
Запах кочевий и шуб,
Лживые, в душу идущие, речи
Очаровательных губ.

Эти слова: никогда и навеки,
За колесом –колею…
Смуглые руки и синие реки,
– Ах, – Мариулу твою!

Треск барабана – мундир властелина –
Окна дворцов и карет,
Рощи в сияющей пасти камина,
Красные звезды ракет…

Вечное сердце твое и служенье
Только ему, Королю!
Сердце свое и свое отраженье
В зеркале…– Как я люблю…

Кончено…– Я бы уж не говорила,
Я посмотрела бы вниз…
Вы бы молчали, так грустно, так мило
Тонкий обняв кипарис.

Мы помолчали бы оба – не так ли?
Глядя как где-то у ног,
В милой какой-нибудь маленькой сакле
Первый блеснул огонек.

И – потому что от худшей печали
Шаг – и не больше – к игре! –
Мы рассмеялись бы и побежали
За руку вниз по горе.

И Валерий Брюсов в стихотворении "Волны приходят, и волны уходят": 

Волны приходят, и волны уходят,
Стелются пеной на берег отлогий,
По морю тени туманные бродят,
Чайки летят и кричат, как в тревоге,

Много столетий близ отмели дикой
Дремлют в развалинах римские стены,
Слушают чаек протяжные крики,
Смотрят на белое кружево пены.

Крым всегда притягивал не только творческих людей. "Лакомым кусочком" Крым притягивал и захватчиков в различные времена истории. Было подсчитано, что на одном квадратном метре Крымской земли только во время Великой Отечественной войны было пролито крови, как за все войны за Крым. Находясь на гастролях в Евпатории Владимир Высоцкий написал свою песню "Чёрные бушлаты", посвятив её подвигу Евпаторийского десанта, совершённому 5 января 1942 года:

Не только поэты и писатели воспевали Тавриду, но и художники запечатлели красоты Крыма на своих полотнах:

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических  циклопов, - вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического - города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа, и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями»

(Страбон (ок.63 г. до н.э. - ок.23 г. н.э.) - греческий географ. Его труд "География" был напечатан в извлечениях академиком В.В.Латышевым в книге "Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Том I, Греческие писатели. Выпуск 1-й", СПб. 1893. Полностью "География" Страбона была издана в переводе Ф.Г.Мищенко в 1879 году в Москве - Ред.).

Вот так описывал Максим Горький, побывавший в Крыму, развалины древнего города Херсонеса Таврического. Херсонес Таврический расположен на территории Севастополя и имеет древнюю историю.

Даже и беглый взгляд на эти развалины шести тысяч зданий, некогда поражавших своей красотой и роскошью, а ныне превращённых в безобразные кучи щебня, - навевает на душу чувство глубокой скорби, и чем яснее встают воспоминания о прошлом этого цветка эллинской культуры, тем сильнее охватывает зрителя печаль при виде массы человеческого ума, энергии и знаний, претворённых временем в пыль и прах.

Смотришь на унылую картину разрушения, и кажется, что громадный смерч с моря гигантским прыжком кинулся на утёс и сровнял с землёй большой и богатый город, гордо возвышавшийся над коварно ласковыми волнами моря. Пространство в восемь вёрст окружностью всё изъязвлено глубокими ямами, засыпано мелко раздробленным щебнем, пустынно, уныло и мертво. Веет грустью кладбища, хотя вокруг ни одного креста, всё только ямы и груды камня.

Царит тишина, а издали, снизу, доносится говор волн, немолчные голоса моря, которое видело славу города и постепенное падение его.

Кругом, на далёкое пространство, поля тоже усыпаны белыми камнями, — это остатки стен, разграничивавших некогда виноградники херсонитов. В одном уголке этого кладбища четыре чёрные фигуры роются в куче мусора, как черви в разлагающемся трупе. На расчищенной от мусора площадке возвышается красивый храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. В древности это место было площадью города Херсонеса, и там, где теперь стоит христианский храм, «величественно возвышалось в слепой гордости, — как говорит молодой монах-проводник, — языческое капище идола древних жителей сего, господом разрушенного, града». «А именовался этот идол богиней Дианой, также называемой Охотницей».

Неподалеку от храма святого Владимира находятся многочисленные постройки монастыря, построенного в 1850 году, монастырская церковь во имя святой Ольги. Всего земли под монастырём и храмом святого Владимира — 112 десятин 1477 сажен, и вся эта земля представляет собою археологическую сокровищницу, ещё не тронутую и, конечно, уже недоступную для раскопок. За монастырём, по берегу моря, на запад, земля занята сооружениями военно-инженерного ведомства, длинной линией вытянулись батареи, пороховые погреба, стоят пушки, устремив свои стальные пасти в простор моря. Это место, по исследованиям Тунмана и Аркаса, было могильником херсонитов; при сооружении батарей здесь были вырыты надгробные плиты, сосуды из стекла и обожжённой глины, в которых ставили в гробницы бальзам, несколько цинковых и глиняных урн с костями, золотых и серебряных украшений, много монет

(исследование шведского историка Тунмана "Крымское ханство" впервые напечатано на русском языке в 1936 году. М.Горький, по-видимому, ознакомился с ним по извлечениям, цитированным другими авторами. Аркас 3. - русский археолог, автор исследования "Описание Ираклийского полуострова и древностей его. История Херсониса", Николаев, 1879. Статья Аркаса под тем же названием была опубликована в "Записках императорского одесского общества истории и древностей", т. II, отделение первое, Одесса, 1848.). 

*****

Крым это особое место, именно сюда стремились многие завоеватели, надеясь найти места, неподвластные времени и природе.

Крым мистический.

Энергетические колодцы Херсонеса

Херсонес Таврический, объявленный сегодня музеем-заповедником, возник в середине IV века до новой эры и вошёл в историю также под названиями Херсон и Корсунь. Таинственные резервуары находятся вблизи руин Уваровской базилики, обнаруженной в XIX веке в ходе раскопок.

Как показали исследования, базилика с храмом и крещальней занимала целый городской квартал. Этот комплекс зданий, возведённый в V-VI веках и впоследствии перестраивавшийся, был религиозным центром средневекового Херсонеса. Так называемые «колодцы» - это небольшие круглые углубления в почве, «отороченные» каменным бордюром. С южной стороны базилики находился широкий двор-атриум с крытыми галереями по бокам и фонтаном-фиалом посередине. Его остов, сохранившийся до сего времени, считается у экстрасенсов «отнимающим энергию колодцем». К восточной стене базилики когда-то примыкала крещальня, в центре которой находилась мраморная купель.

Предположительно в её водах принял крещение князь Владимир, будущий креститель Руси. (В память об этом событии над резервуаром сейчас установлена беседка.) Остатки купели признают «дающим энергию колодцем». Форма круга издревле имела глубокий смысл, её связывали с культом Солнца и движением небесных тел. В античные времена данная геометрическая фигура считалась символом совершенства, вечности без начала и конца. Выложенные по окружности камни, представляющие собой древнейшие мегалитические памятники, так называемые кромлехи, встречаются в разных уголках Земли, в том числе и в Крыму.

В упомянутых объектах просматривается ещё одна символическая фигура древности - равносторонний крест. Четырьмя расположенными крестообразно «лепестками» украшен каменный бордюр бывшего фонтана. Туже форму имеет в плане здание крещальни, а на дне купели было углубление в виде креста, ныне засыпанное. Вписанный в круг крест, в нашем случае - купель с узором на дне, воплощает единение духовного и материального, мужского и женского, положительного и отрицательного. Среди множества значений креста - солнце, вечность, духовное возрождение.

Осматривая достопримечательности, мы (я, муж и четырёхлетний сын) не могли не «пообщаться» с загадочными «колодцами». Приблизившись к резервуару, забирающему у человека «плохую» энергию, мы встали на каменные «лепестки» бордюра, протянули вперёд руки. Наш отпрыск наотрез отказался принять участие в процедуре и даже не захотел здесь сфотографироваться.

Вскоре в ладонях появились своеобразные ощущения, но, быть может, это самовнушение? Однако, посмотрев на свой перстенёк (бижутерия с жидкокристаллической вставкой), я была озадачена. Обычно, при одевании на палец, стекло перстня имело чёрный цвет, затем на руке «разогревалось» и становилось нежно-голубым или светло-зелёным. Окончательная окраска вставки зависела от тепла моих рук и температуры окружающего воздуха. Во всяком случае, попав на солнцепёк или под струю горячей воды, кристаллы неизменно светлели. Но тогда, зависнув на моей руке над колодцем, перстень почернел так, словно он не находился на моей тёплой руке...

Далее мы направились к «колодцу, дающему энергию». Наш ребёнок убежал вперёд и уже маячил внутри беседки - должно быть, это место в отличие от предыдущего ему понравилось Надо сказать, сия металлическая конструкция, увенчанная красной крышей, отнюдь не украшает древние развалины, а вносит диссонанс в облик Херсонеса. Кроме того, металл способен заметно влиять на «работу» идущих от земли энергопотоков (если таковые здесь действительно существуют).

Войдя под крышу, мы узрели сына стоящим на бордюре. Я попросила его отойти от края - этот «колодец» оказался заметно глубже предыдущего. Постояв спокойно несколько минут, ребёнок неожиданно упал вниз, причём мы даже не поняли, как это случилось. От глубокой ссадины на подбородке до сих пор остался шрамик. Как мы узнали позднее, во время таких энергетических процедур следует находиться внутри «колодцев», а не на бордюре. Призвав на помощь мистику, можно подумать, что «колодец» таким способом хотел показать нам, как правильно с ним «общаться».

Происшествие с сыном заставило меня забыть на время о перстне, и я не проследила за тем, менялся ли цвет стекла. Когда же вновь обратила свой взор на колечко, вставка опять имела обычную для тёплой «обстановки» окраску. Но почему реагировали жидкие кристаллы возле «забирающего колодца», если рассматривать данный феномен как физическое явление?

Сегодня установлено, что на изменение окраски этих веществ влияют электрическое поле, смена температур, химические пары Вероятно, один из этих механизмов и действовал в «забирающем колодце».
Сделав с помощью приборов соответствующие замеры, взяв пробу грунта, специалисты, возможно, зарегистрировали бы определённые физические явления. Но тут встаёт новый вопрос - чем обусловлено их возникновение именно здесь? Чтобы попытаться ответить на него, призовём в союзники геомансию
- многовековую науку о свойствах местности.

Наши древние предки, жившие в разных уголках планеты, знали и о линиях земного магнетизма, и о движении космических тел. Используя эти сведения, пращуры чётко организовали окружающее их пространство - создали систему дорог, поселений. Предположительно такая «разметка местности» могла быть произведена ещё в эпоху неолита. Нередко перекрёстки земных энергетических потоков отмечались особыми сооружениями, называемыми сейчас мегалитами. Гераклейский полуостров, оконечностью которого является мыс Херсонес, также хранит мегалитические памятники периода бронзы и раннего железа. Одним из элементов этого вида культуры считаются пещерные комплексы, имевшие бытовое и культовое назначение. Их много в окрестностях Севастополя, один из них - на территории Херсонесского городища.

Это остатки пещерного храма недалеко от «колодцев». Жители почитали его до последних лет существования города. Нередко при смене культов и религий «святые места» сохраняли прежнюю «прописку». Более того, часто новые поселенцы или завоеватели включали местное божество в свой пантеон богов, ведь оно олицетворяло «дух земли», то есть энергетические потоки конкретной местности. С точки зрения геомансии, в планетарном масштабе, силовые линии делят земной шар на равные сектора.

Как правило, пересечения таких линий отмечены древнейшими мегалитическими памятниками или необъяснимыми на сегодняшний день природными аномалиями. Примерами могут служить Перу (гигантские рисунки пустыни Наска), Египет (комплекс пирамид в Гизе), Британские острова (Стоунхендж), Бермудский треугольник. Один из узлов энергорешётки приходится на Причерноморье, в том числе Крым.

Опираясь на упомянутую теорию, можно сделать вывод, что определённая территория полуострова находится в зоне некой энергетической активности. Сохранившаяся символика херсонесских «колодцев» - это дошедший до нас из глубины веков намёк на вечное движение энергии на этом участке земли. Скорее всего разгадку многих тайн, свершение новых открытий принесёт комплексное использование достижений современной науки и древнего культурного наследия.

Юлия Белокобыленко

Полуостров богов и героев

В 1942 году на одном из совещаний Гитлер обронил фразу, что война без Крыма не имеет сакрального смысла. Его генералы пропустили это замечание мимо ушей, будучи поглощены стратегическим значением полуострова. Однако эта фраза позволяет по-новому взглянуть и на внешнеполитические цели фюрера, и на его отношение к высшим силам.

Гитлер считал Крым религиозным центром мира!

Фото: значение Крыма в религиозных взглядах ГитлераРелигиозные взгляды Гитлера, как известно, представляли собой своеобразный симбиоз из древнегерманских языческих верований, разбавленных малыми дозами христианских преданий и упакованных в новейшие псевдонаучные концепции относительно прародины ариев, Атлантиды, Гипербореи и прочих древних цивилизаций, представители коих владели сокровенными знаниями.

Информацию по данным вопросам ему поставляли специалисты из института «Аненербе» («Наследие предков»), занимающегося изучением истории и традиций германской расы с возможностью применения полученных знаний в оккультных целях.

Многие тайные операции гитлеровских спецслужб мотивировались стремлением найти разного рода магические артефакты, проходы в иные миры и хранилищатайных знаний. Но одно дело, когда речь идёт о рейдах одиноких подводных лодок в Антарктиду или отрядов альпинистов к вершинам Гималаев. И совсем другое — когда вера в сверхъестественное определяет решения полководца в масштабах фронтов и армий. Так что же искал в Крыму Гитлер? Для этого постараемся понять, какую именно информацию ему предоставили маги-историки «Аненербе».

На Оси Мира

Свои изыскания они не ограничивали древнегерманским язычеством, почтительно относясь и к мифологии древних греков. Особенно их интересовала упоминавшаяся у многих античных авторов Гиперборея — мифическая блаженная страна «за северным ветром», обитатели которой рассматривались как предки ариев и обладатели всех сокровенных, но утерянных знаний.

По мифологии, самый культурный из древнегреческих богов — Аполлон — периодически наведывался к гиперборейцам в запряжённой лебедями колеснице, чтобы потом снова вернуться в своё главное святилище в Дельфах. Предполагаемый маршрут Аполлона пролегал с юга на север через древний Крым — Тавриду.

Другой значимой для греков линией был предполагаемый маршрут ещё одного путешествия, уже с запада на восток, по которому в Индию следовал не менее почитаемый ими бог Дионис, обучавший земледелию и особенно виноделию встречавшиеся ему по пути народы. Пересекаясь крестом, маршруты этих вояжей сходились именно на полуострове, называемом эллинами Тавридой, в честь обитавшего там племени тавров.

Судя, опять-таки, по древнегреческим источникам, народ это был суровый и дикий, промышлявший главным образом тем, что грабил суда, которые заманивались на прибрежные камни фальшивыми сигнальными огнями. Но древней родословной у тавров было не отнять, хотя со временем они и оказались ассимилированы вторгшимися на полуостров скифами. Главной их богиней была некая Дева, которая с приходом в Причерноморье греков очень гармонично слилась с богиней-девственницей Артемидой, покровительницей самого значительного из построенного эллинами в Тавриде городов — Херсонеса.

Ближе к нашей эре древнегреческие интеллектуалы вычислили так называемую Ось Мира. Проводилась она не от Южного полюса к Северному, и тем более не через Гринвичский или Пулковский меридианы, а от самого крупного города античного мира Александрии Египетской через Крым к верховьям Днепра (Борисфена) и далее к мифической Гиперборее.

Все эти мифологические конструкции парни из «Аненербе» тоже нанизали на ось, но уже логическую, созданную французским философом Рене Геноном. Речь шла о концепции Вечной Мудрости, или, говоря по-научному, Примордиальной Традиции. Под каковой подразумевался некий набор знаний, передаваемых из поколения в поколение, из одной цивилизации в другую. В толковании нацистских учёных создателями такой Вечной Мудрости были именно гиперборейцы, а затем — наследовавшие им арии, атланты, киммерийцы и прочая почтенная публика.

Но поскольку Атлантида ушла на дно, а Гиперборея, надо понимать, испарилась, оставалось искать их осколки. И здесь взоры обращались на Киммерию, под каковой древними греками подразумевались самые разные области Северного Причерноморья, но прежде всего — устье Дона и Таврида.

Обитавшие в античности в этих местах народы лучше всего подходили на роль предков древних германцев. Среди германцев же в идеологии Третьего рейха более других почиталось племя готов, явившихся в начале нашей эры из Скандинавии (географически лучше всего подходившей на роль Гипербореи) в Северное Причерноморье, захвативших в 410 году Рим и затем основавших на Пиренеях королевство, давшее начало современной Испании.

В конце 5-го века ещё одна ветвь готов во главе с Теодорихом основала на территории Италии мощное государство, павшее, однако, после кончины его создателя под ударами византийского войска. Этим событиям был посвящён суперпопулярный роман писателя Феликса Дана «Битва за Рим», на котором воспитывались буквально все нацистские бонзы. В конце книги не сдавшиеся врагу остатки готов уплывали на север к своим родичам — викингам.

Однако, исчезнув со страниц европейских хроник, готы ещё долго держались в Крыму. Столица их царства Феодоро Мангул пала под ударами османского войска в 1475 году, то есть уже в эпоху позднего Средневековья. Одного этого обстоятельства было достаточно, чтобы Гитлер, с его историческими аллюзиями, проникся к Крыму особенным интересом.

В поисках копья Судьбы

Как-то во время ужина с Геббельсом он принялся рассуждать о том, что в период Крымской войны Севастополь несколько месяцев выдерживал осаду англо-франко-турецко-пьемонтской армии, которая ценой огромных жертв и усилий одержала малоубедительную победу. Так что для Гитлера взятие Севастополя было очередным поводом самоутвердиться в качестве великого полководца. Упомянул он и о «святом» значении полуострова для России, имея в виду, что в Корсуни (античном Херсонесе Таврическом) принял крещение князь Владимир.

Христианство Гитлер не отрицал, считая эту религию продолжением древних языческих верований и закономерным этапом на пути Вечной Мудрости. Особый интерес фюрера вызывала христианская святыня — копьё Судьбы, или копьё Лонгина, которым римский легионер добил умирающего на кресте Иисуса. Обладатель его, согласно преданию, имел шанс обрести власть над миром.

Одна из реликвий, претендующих на звание копья Лонгина, хранилась в палате сокровищ Венского дворца, другая — в базилике Святого Петра в Риме, третья — в Кракове, четвёртая — в Эчмиадзинском монастыре в Армении. Именно стремлением получить все (неважно, подлинные или мнимые) экземпляры святыни некоторые историки и объясняют агрессивную политику Гитлера.

К моменту нападения на Советский Союз в его распоряжении находились венская и краковская реликвии, а также (с учётом союза с Муссолини) и копьё из Ватикана. Логично предположить, что и на Кавказ фюрера влекли не только бакинская нефть, но и стремление получить святыню Эчмиадзина.

Однако существовала и ещё одна версия, согласно которой копьё Лонгина оказалось в Крыму, куда его могли доставить христианские первомученики. Ведь именно с Херсонеса Таврического апостол Андрей Первозванный начинал свою проповедь новой веры в землях Великой Скифии, фактически пройдя по маршруту, по которому Аполлон катался на лебедях в Гиперборею. В Херсонесе Таврическом окончил свои дни Климент I — четвёртый по счету папа римский. Около 98 года он был сослан в здешние каменоломни, на каторге продолжал проповедовать христианство и через год или два был казнён не совсем обычным образом — привязан к каменному якорю и утоплен.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь

Пещерный Инкерманский монастырь в Крыму стоит на месте каменоломен, где скрывались первые Христианские общины и проповедовал папа Климент.

Но ещё больше мог интересовать Гитлера другой папа римский — Мартин I Исповедник. В 653 году его низложили контролировавшие Рим византийцы и выслали в Херсонес, где он и провёл два последних года своей жизни. Вариант о том, что через него копьё Лонгина могло оказаться в Крыму, представлялся весьма вероятным. Отсюда и жгучий интерес фюрера к преемнику Херсонеса — Севастополю, который волновал фюрера не только как советская военно-морская база и место мучений англо-французов.

«Последняя крепость готов»

Вообще, полуостров оказывался буквально насыщен богами из тех религий, фрагменты которых использовались нацистами при конструировании неоязычества Третьего рейха. Да ещё через него проходила древняя Ось Мира, которая, конечно же, значила для Гитлера больше, нежели англосаксонский Гринвич. В соответствии с пониманием фюрером теории Вечной Мудрости, на этой Оси следовало искать и Центр Мира, обнаружение которого давало возможность повелевать временем и пространством.

И Гитлер отправил на завоевание Крыма 11-ю армию и своего лучшего полководца — Эриха фон Манштейна. Того самого, который весной 1940 года предложил план, позволивший поставить на колени Францию, а значит, и установить контроль над всей Европой.

С чисто военной точки зрения решение выглядело не бесспорным. Логичнее было доверить блокирование Крыма румынским союзникам и либо перебросить дополнительные силы к Москве, либо развивать наступление к Кавказу. Однако фюрера влекли к себе древний Центр Мира и мистические артефакты.
Дела у Манштейна, однако, не заладились. Захватив большую часть Крыма, он застрял под Севастополем, а в декабре 1941 года советские войска высадились под Керчью. Фюрер, который зверел и от меньших неудач своих полководцев, воспринял случившееся с неожиданным смирением. Чудесные реликвии так просто в руки не даются.

Манштейну дали шанс реабилитироваться. В июле 1942 года, ценой огромных жертв и усилий, он всё-таки взял Севастополь, был осыпан наградами и получил жезл фельдмаршала.

Теперь Крыму предстояло превратиться в чисто немецкий регион, причём на место переселенцев намечались уроженцы Южного Тироля. В соответствии с Генеральным планом «Ост», полуостров предполагалось переименовать в Готентау — в память о древних готах. Севастополь превращался в Теодорихсхафен — в честь короля готов Теодориха, о гибели империи которого рассказывалось в романе Феликса Дана.

Населявшим Крым русским, украинцам и крымским татарам в этих планах ничего не светило. О евреях и говорить не приходится: можно только напомнить, что первую информацию о том, каким именно образом нацисты занимаются решением еврейского вопроса, мировая общественность получила в декабре 1941 года, после того как советские войска обнаружили массовые захоронения в посёлке Багерово под Керчью.

Сведений о том, какие исследования проводили эмиссары «Аненербе» в Крыму, сохранилось немного, но орудовали они весьма энергично. В недрах этой организации теряются следы «золотого чемодана», в который были уложены самые ценные вещи из Керченского музея — прежде всего, предметы из захоронения древних готов, известного под названием Марфовского клада. Интересны и глухие свидетельства о том, что Гитлер тайно посещал Крым и даже побывал на вершине Аю-Дага. Однако ни ещё одного экземпляра копья Судьбы, ни Центра Мира нацисты, надо полагать, не обнаружили. Во всяком случае, военное счастье им изменило. И в 1944 году Гитлер уже рассуждал более прагматично: «Для того, чтобы вести войну, мне прежде всего нужны две вещи — румынская нефть и турецкий хром. Если я сдам Крым, потеряем и то и другое».

Голый материализм и никакой сакральности.

Впрочем, на пропагандистском уровне риторика оставалась прежней. Фюрер называл Крым «последней крепостью готов», уверяя, что именно здесь потомкам древних германцев предстоит остановить «азиатское нашествие». Впрочем, сколько их было, таких «последних крепостей», и все они рухнули…

Решающий удар

Поставленный защищать Крым командующий 17-й армией Эрвин Йенеке и близко не мог соперничать военными талантами с Манштейном. В рамках так называемого Третьего сталинского удара войска Южного фронта генерала Толбухина в апреле 1944 года взломали вражескую оборону на Перекопе. Одновременно развернула наступление ещё ранее закрепившаяся под Керчью Приморская армия генерала Петрова (того самого, который в 1941-1942 годах оборонял Одессу и Севастополь).

5 мая советские бойцы овладели стратегически важной Сапун-горой. В ночь на 8 мая вышли к Северной бухте. Переправляться через неё им пришлось на подручных средствах, в числе которых оказались и заготовленные немцами деревянные гробы. На следующее утро наступающие оказались в восточной части города.
9 мая, когда последние очаги вражеского сопротивления были уже подавлены, кто-то пустил слух, что война закончилась. На радостях солдаты и моряки расстреляли в воздух почти все снаряды и патроны.

Советские солдаты салютуют в освобожденном Севастополе. Май 1944 года.

Война закончилась, но только ровно через год — 9 мая 1945-го. И если подумать, что-то сакральное в этом совпадении действительно было… 

Реферат: Античный полис Херсонес Таврический

http://fan-5.ru/better/article-108734.php

Херсонес Таврический — это единственный на территории нашей страны сравнительно хорошо сохранившийся античный город. Территории остальных античных городов большей частью застроены, поэтому вести исследования их остатков почти невозможно и именно поэтому необходимо уделять должное время изучению Херсонеса.

1. Основание Херсонеса

Все греческие города Северного Причерноморья, за исключением Калос Лимена, были основаны в первой половине VI века до н. э. В первой половине столетия греки-ионийцы освоили восточное побережье Таврики, а ближе к его концу началась колонизация юго-западной части полуострова.

Процесс расселения греков по Средиземному, Чёрному и Азовскому морям называется «Великой греческой колонизацией». Процесс начался в VII веке и длился около 200 лет. Причиной расселения послужил недостаток в Греции территорий для проживания и пропитания. Колонизаторами нередко были изгнанники из Греции.

Оседая на новых землях, греки налаживали торговлю с другими колониями и метрополией, заимствовали традиционные обычаи, обряды, религию.

Греки в то время не являлись единым народом: они делились на несколько «племён», самыми крупными из которых были дорийцы и ионийцы.

Ионийцы жили преимущественно по берегам Эгейского моря. Самым крупным городом ионийцев был Милет. Считались поклонниками культуры и цивилизованности.

Самым известным государственным образованием дорийцев была Спарта. Они считали своими покровителями Зевса и Ареса. Отличались суровыми условиями жизни.

Итак, Херсонес Таврический был основан дорийцами. Рассмотрим, при каких обстоятельствах он был основан.

Метрополией Херсонеса был город Гераклея Понтийская, находившийся на южном побережье Черного моря. Гераклею основали в первой половине VI века до н. э. ионийцы, которых через некоторое время вытеснили дорийцы. Вследствие политической нестабильности часть населения Гераклеи покидает её, основывает на западном берегу Черного моря город Калиатис, но вскоре возвращаются и свергают оппонентов. Новые изгнанники поселяются на юго-западном побережье Таврики и в 528 году до н. э. основывают город Херсонес. Им пришлось действовать решительно и даже применять военную силу, так как эти земли были населены таврами. Грекам удалось оттеснить тавров, а часть даже подчинить своему влиянию.

2. Период независимости

С VI по I век до н. э. Херсонес существовал как полис — независимое государство. В первые века своего существования он испытывал влияние своей метрополии — Гераклеи, но затем окончательно обретает черты самостоятельности. Период независимости можно разделить на два подпериода: классический и эллинистический. Первый период длился с VI по IV века до н. э. В это время происходит становление херсонесского полиса и формируется государственный строй — демократическая республика. Второй период характеризуется некоторыми изменениями в культурной жизни города, изменениями в экономике и торговых отношениях, так как произошли крупные изменения в эллинистическом мире, связанные, в частности, с походами Александра Македонского.

Херсонес не был городом-государством. Он подчинил себе побережье западной Таврики с городами Керкинитида и Калос Лимен. Таким образом, Херсонес имел все возможности для успешного развития.

2.1 Государственное устройство

Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки-дорийцы. В Херсонесе жили также тавры и скифы. Скифские имена, в частности, встречаются на амфорных ручках.

Некоторые лица таврского и скифского происхождения наряду с греками пользовались гражданскими правами, что свидетельствует о тесной взаимосвязи Херсонеса с местным населением.

В Херсонесе, как и в иных античных полисах, существовали такие классы, как рабовладельцы, рабы и свободное население. К рабовладельцам мы можем отнести крупных землевладельцев, хозяев мастерских, торговцев. К свободному классу — мелких крестьян и ремесленников. Что касается рабов, значительную часть их составляли скифы. Известно, что в соседнем Боспорском царстве в конце II века до н. э. произошло восстание скифов под руководством раба Савмака. Восставшие захватили Пантикапей и убили царя Перисада V. Это свидетельствует о том, что скифы эксплуатировались греками.

В независимом Херсонесе была демократическая республика. Этот строй, а также само государственное устройство, заимствованы херсонеситами у метрополии — Гераклеи.

Важным документом, дающем представление о государственном устройстве Херсонеса, является «присяга граждан Херсонеса», которую произносили достигшие совершеннолетия юноши — эфебы.

Высшими законодательными органами в Херсонесе были Совет и Народное собрание. Совет подготовлял декреты и передавал их на утверждение Народного собрания. Председатель и члены Совета менялись ежемесячно. Народное собрание также рассматривало вопрос о предоставлении или лишении гражданства, о войне и мире. Любой гражданин мог быть избран в Совет и Народное собрание.

Исполнительные органы были большей частью коллегиальными. Архонты (или стратеги) были предводителями войска, они составляли коллегию из четырёх лиц. Коллегия номофилаков наблюдала за правильным исполнением законов в государстве и имела право вносить проекты новых законов. Существовала должность «царя» (базилевса), который был главным жрецом и был представителем государства на торжественных мероприятиях. Продик, по-видимому, исполнял обязанности государственного прокурора. Астиномы контролировали правильность мер веса и объёма и следили за чеканкой монет. Агораномы были рыночными надзирателями. Гимнасиархи были начальниками гимнасий. Для выполнения поручений временного характера избирались эпимелеты. За вырезкой надписей наблюдала коллегия симнамонов.

В IV—II веках до н. э. Херсонес уже чеканит собственную монету и во внешних отношениях выступает как независимое государство. Об этом свидетельствует подписание в 179 году до н. э. договора с понтийским царём о мирных отношениях между собой и Римом.

Определённые разногласия возникают у Херсонеса с Боспорским царством, где не было демократии, а правила династия Спартокидов. В частности, Херсонес вместе с Гераклеей принимал участие в борьбе Феодосии против Боспорского царства.

Также Херсонес вёл борьбу с таврами и скифами: в IV—III веках до н. э. Херсонес смог отбить у них некоторые территории. Однако были совершены крупные набеги варваров на город, которые учащаются в III веке до н. э. Особую опасность для Херсонеса представляли скифы, в борьбе с которыми Херсонес заключает временные союзы с Боспором, а затем прибегает к помощи Понта, жертвуя своей независимостью.

2.2 Культура

Херсонеситы придерживались той же религии, что и остальные греки. Верховное божество — Зевс. Почитались также Гея (Земля), Гелиос (Солнце) и Дева (заимствованный у тавров), что явствует из херсонесской присяги.

Культ Девы получил значительное развитие: Дева являлась покровительницей Херсонеса. В её честь в центре города был построен храм. Изображение Девы чеканилось на монетах, присутствует среди памятников искусства.

Почиталось также и иное божество, олицетворение города — Херсонас, изображение которого можно также увидеть на монетах.

В Херсонесе почитались и такие олимпийские боги, как Геракл, Афина. Известно, что на священной площади города (теменос) стояла статуя Афины высотой несколько метров.

Херсонес поддерживал религиозные связи с Делосом и Дельфами. Херсонес вносил значительные суммы в фонд храмов. Начиная с III века до н. э. в Делосе проводился праздник «Херсонесий».

В Херсонесе были распространены жертвоприношения. В жертву приносились животные, птицы и злаки. Жертвенники и алтари ставили перед храмом под открытым небом.

Древние греки верили в загробный мир, поэтому клали в могилу погребённого необходимые вещи и украшения, а также монеты. Найдены мраморные жертвенники, посвящённые Гераклу, остатки статуй Афины, изображения Диониса на мраморе, терракоте, его скульптуры.

Количество вещей и украшений говорит об имущественном и социальном положении погребённого. Различались также способы погребения. Например, в 1899 году был открыт склеп с семью погребениями. Это были сожжённые останки, часть которых находилась в урнах. Обилие украшений говорит о высоком положении погребённых.

А в 1936-1937 годах в северной части города были найдены около 130 погребений. Большинство похоронено без гробов и без каких-либо вещей. По-видимому, это могилы простого люда.

Как мы видим, в Херсонесе в то время существовало два способа погребения: трупосожжение и трупоположение. Первый способ относится скорей к элите населения Херсонеса, поэтому таких захоронений меньше: отношение примерно 1:90.

Греки называли кладбище «некрополь» — город мёртвых. Он находился за городскими стенами. На могилах ставились памятники. Они бывали разных видов: например, известняковая плита обрабатывалась в виде головы или бюста; встречались и большие надгробия в виде прямоугольных плит с фронтоном, розетками, иногда с изображением оружия и с надписью имени и отчества умершего: «Аполлоний, сын Полиарха», «Теламон, сын Епифания». Иногда имена писались на встроенных мраморных табличках.

В эллинистический период увеличивается количество инвентаря и драгоценностей в погребениях, что говорит о некотором повышении благосостояния населения.

Уровень культуры в Херсонесе был высок, чему способствовало выгодное положение города, состояние экономики и связь с метрополией и Грецией.

В это время в Херсонесе получают развитие два архитектурных ордера — дорический и ионический. Об этом свидетельствуют найденные архитектурные фрагменты, как привозные, так и местного производства. Следует отметить тонкую работу и изящество херсонесских мастеров.

Основным заказчиком выступало государство, поэтому большая часть найденных фрагментов принадлежала храмам и общественным зданиям. Античные храмы практически не сохранились, в отличие от общественных зданий. Найдены такие общественные здания: монетный двор, казарма возле городских ворот и некоторые другие. Отделка таких зданий была тщательной, применялись рустованные блоки.

О высоком развитии мозаичного искусства свидетельствует найденная в 1938 году мозаика II века до н. э., находившаяся в помещении для омовения. Мозаика составлена из морской гальки разных цветов. На мозаике изображены две человеческие фигуры, завершившие омовение, и высокая ваза (лутерия) между ними.

Скульптурные произведения Херсонеса большей частью представлены фрагментами. Найдены фрагменты, датируемые начиная с IV века до н. э. были найдены барельеф с изображением части мужской фигуры, мраморный мужской торс, остатки статуй Афины и Артемиды мраморная голова юноши и пр. Найдены также изваяния мастеров из Греции. К ним можно отнести найденные фрагменты статуи Афродиты с посвящением афинскому мастеру.

В Херсонесе было развито терракотовое искусство, расцвет которого приходится на III век до н. э. Найдена мастерская с формочками статуэток. Таких мастерских, по-видимому, было несколько, и терракотовые изделия были распространены в Херсонесе.

Декрет в честь историка Сириска свидетельствует о поощрении развития науки в Херсонесе: «Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы, и бывшие дружественные отношения между городами и Царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства.» По всей видимости, Сириск написал исторический труд в духе правдивости и патриотизма.

Античные греки заботились как об умственном, так и о физическом развитии населения. Юноши обучались гимнастике в специальных школах — гимнасиях. Молодые люди-атлеты обучались в палестрах спортивным упражнениям для участия в спортивных соревнованиях. Такие соревнования регулярно проводились в Херсонесе. О развитии спорта свидетельствуют находки стригил-скребков, которыми атлеты счищали с себя грязь и масло, которым натирались после упражнений. Херсонесские атлеты принимали участие в соревнованиях в Греции, в частности в празднике Анакий.

Большое значение, как культурное, так и общественное, играл в жизни жителей Херсонеса театр. Театр располагался в центре города и был рассчитан на 1000 человек — полноправных граждан Херсонеса. В театре происходили драматические представления, а также, по-видимому, различные соревнования и, возможно, торжественные мероприятия.

В Херсонесе проходили соревнования поэтов и музыкантов, о чём свидетельствуют надписи. Это подтверждает высокий уровень развития литературы и музыки в Херсонесе.

Херсонес отличался правильной планировкой. Было несколько десятков улиц, которые пересекались под прямым углом, разделяя его на правильной формы кварталы.

В городе была главная улица, шедшая с северо-востока на юго-запад. К ней примыкала центральная площадь. На ней размещались храмы и правительственные здания, она была украшена статуями. Площадь находилась, по-видимому, на месте нынешнего собора. На центральной улице находились также монетный двор и театр.

По улицам были проложены водостоки. В городе существовало водохранилище и был водопровод. Для передачи воды использовались гончарные трубы

Порт находился на западном берегу Карантинной бухты. Через порт поддерживалась торговля с другими городами.

Херсонес был обнесён стенами с башнями. Стены и башни неоднократно перестраивались. Было несколько ворот по всей длине стен. На ночь они запирались. Отряд гарнизона находился возле основных городских ворот.

Дома строились по сходной планировке. Узкий коридор вёл во внутренний дворик, откуда можно было попасть в жилые и хозяйственные помещения. В каждом дворике был колодец.

2.3 Экономика

В период независимости экономика Херсонеса развивалась успешно и довольно динамично.

Интенсивное развитие происходит в области сельского хозяйства, так как Херсонес в IV—II веках обладал значительными территориями, пригодными для сельскохозяйственной деятельности.

В степных владениях Херсонеса большое развитие получило хлебопашество. Пахари должны были свозить хлеб только в Херсонес, поскольку хлеб был важной статьёй экспорта. На Гераклейском полуострове найдены остатки сельскохозяйственного инвентаря, жернова, пифосы, тарапаны для выжимки винограда. Это говорит о том, что на Гераклейском полуострове активно занимались сельским хозяйством.

Гераклейский полуостров был поделён на участки прямоугольной формы. Здесь большую часть занимали виноградники.

На берегах Стрелецкой и Камышовой бухт находили тарапаны для винограда. Виноград производился в больших количествах и вывозился за границу.

Греки принимали меры по искусственному орошению полуострова, прокладывая водопроводные трубы, сооружая дамбы и террасы.

Наделами на полуострове наделялись граждане Херсонеса, а некоторые, возможно, сдавались в аренду.

В промышленности Херсонеса передовое место гончарное производство: найдено много остатков амфор с клеймами местных астиномов. Найдена также посуда, кувшины и иные вещи местного производства. Существовали гончарные мастерские; в них найдены орудия труда гончаров. О высоком развитии свидетельствует то, что производилась цветная, в частности чернофигурная, посуда. Множество монограмм и имён мастеров на клеймах говорит о том, что в Херсонесе количество мастерских было большим. Крупные гончарные мастерские найдены в юго-восточной части города.

В строительном деле херсонеситы достигли высокого уровня. Камень обрабатывался очень тщательно. Для плотного прилегания блоки рустовались. Позднее этот способ приобрёл декоративную функцию. В качестве связующего раствора употребляли глину с некоторыми добавками. Для отделки помещений применяли штукатурку. В качестве строительного материала использовали в основном местный известняк. Мрамор привозили извне.

Херсонес завозил металлы, но они обрабатывались на месте. Были найдены формы для отливки, изделия из железа и бронзы, монеты (начало чеканки — IV век до н. э).

В 1904 году был найден «монетный двор», от него остались одни подвальные помещения. Здание построено в конце IV — начале III века. До конца II века монеты чеканились из меди и серебра.

Существовало прядильно-ткацкое ремесло — найдены прясла, куски тканей местного производства, иглы и напёрстки из бронзы и кости.

Торговля играла огромнейшую роль в жизни Херсонеса. Наиболее ранние торговые связи установились в V веке с Ионией и Афинами. В Херсонесе появляется ионийская посуда. Из Афин завозилась краснофигурная и чернолаковая посуда, а также терракоты. Пик отношений с Афинами приходился на IV—III века до н. э. Херсонес также поддерживал активную торговлю с остальными городами Греции, откуда вывозились вино и масло.

Херсонес активно вывозил хлеб, рыбу, соль, скот, кожи, меха, мёд, воск. Меха, кожи, мёд, воск Херсонес перепродавал, получая их из северных районов. Херсонес также вывозил вино и керамику собственного производства в города Северного Причерноморья.

В IV веке до н. э. торговля Херсонеса достигает своего расцвета.

3. Период зависимости от Митридата и Боспора

Во II в. до н. э. развитие Херсонеса прерывается скифскими войнами и учащающимися восстаниями рабов.

В Крыму существовала обширная скифская держава со столицей в Неаполе Скифском. Со временем его натиск на греческие полисы усиливался. Скифские цари намеревались подчинить их своей власти и присвоить себе их богатства.

Преемник царя Скилура Палак укрепил скифскую государственность и угрожал самой независимости Херсонеса и Боспора. В конце II века до н. э. скифы предпринимают завоевательный поход на Херсонес. Херсонес обращается за помощью к понтийскому царю Митридату Евпатору. Митридат посылает в Херсонес полководца Диофанта с войском. Диофант разбил скифскую армию и овладевает крепостями Хабеи и Неаполь. Однако скифы вскоре оправились, но Диофант вторично наносит поражение скифам и овладевает их столицей. Об этих походах рассказывается в херсонесском декрете в честь Диофанта. За победы над скифами Диофант был награждён золотым венком.

Однако Херсонес теряет самостоятельность и попадает в зависимость от Понтийского царства. Эта зависимость длилась до смерти Митридата в 63 году до н. э. Город ежегодно платил дань в размере 200 талантов серебра и 180000 медимнов хлеба (в 1медимне 58 литров).

После смерти Митридата Боспором правил Фарнак, а с 47 по 16 годы до н. э.--Асандр. Асандр был признан Римом царём Боспора. А Херсонес оказался в зависимости от боспорских царей. Естественно, население Херсонеса стремилось освободиться от этой зависимости. Был издан декрет в честь Цезаря и послан посол (46—45 годы) с просьбой освободить Херсонес от зависимости Боспора. Херсонес, по-видимому, получил свободу. После смерти Цезаря Херсонес был передан Агриппой обратно в зависимость от Боспора, однако Август, по-видимому, вскоре предоставляет ему свободу: в 24 году в Херсонесе было установлено новое летосчисление. Но фактически зависимость от Боспора сохранялась до 60-х годов I века н. э. до введения в Херсонес римского гарнизона.

В течение I века н. э. положение в городе оставалось напряжённым. Участились попытки свергнуть демократию.

4. Римский период

Отсчёт этого периода в истории Херсонеса ведётся с 60-х годов I века, когда в городе появляется римский гарнизон

Жители Херсонеса обратились к мёзийскому наместнику с просьбой о помощи против варваров. Римлянами был предпринят поход против скифов. Римляне во главе с Сильваном наголову разгромили скифов. Сильван увозит в Рим большую партию хлеба. С этого времени Херсонес поставляет Империи хлеб, и здесь размещается римский гарнизон. Херсонес номинально остаётся независимой республикой, однако становится аристократической республикой. Власть сосредотачивается в руках узкого круга лиц во главе с архонтом, зависевшим от римского наместника.

В Херсонесе находились отряды I Италийского и XI Клавдиевого легионов, о чём свидетельствуют надгробные памятники. В Карантинной бухте размещалась часть кораблей Равеннской эскадры.

Римляне пытались усилить своё влияние и авторитет в Херсонесе, даруя римское гражданство именитым гражданам.

Во время войны с даками при императоре Домициане римские войска были выведены из Херсонеса, и он вновь был передан Боспору, однако при императоре Антонине Херсонесу была вновь дарована элевтерия (свобода), и вскоре в город вернулся римский гарнизон.

Во I—III веках Херсонес был опорной точкой Рима в Крыму. Римские гарнизоны стояли в Хараксе (Ай-Тодор), Керкинитиде, на месте нынешних Инкермана и Балаклавы. Они контролировали юго-западную часть Таврики вплоть до реки Альма.

Местом дислокации римского гарнизона в Херсонесе был юго-восточный район, где найдены остатки «цитадели», а также резиденции наместника и терм.

При римлянах были реконструированы стены и башни города и была построена внешняя оборонительная стена.

4.1 Экономика в римский период

С момента установления римского покровительства и до середины III века Херсонес переживает экономический подъём. Возрождаются основные отрасли экономики: виноделие, хлебопашество иные.

В римский период были построены крупные винодельные мастерские, две из которых были найдены в 1947 году в северном районе Херсонеса. Для давки винограда использовался пресс, рядом имелся склад: в скале вырублены углубления для пифосов.

Укрупнение производства, по-видимому, приводило к развитию винодельческой отрасли.

Насколько известно, из Херсонеса в Империю стали вывозиться партии зерна; значит, Херсонес контролировал ещё некоторые степные районы для выращивания хлеба.

Были найдены больших размеров рыбозасолочные цистерны. Они были квадратной, реже грушевидной, формы. Они были отделаны изнутри раствором. Ширина достигала трёх и более метров. Цистерны размещались по две и более рядом с рыбными хозяйствами.

Рыбу ловили в больших количествах в основном сетями, но использовались перемёты с крючками. Сохранились иглы для шитья сетей и грузила. Ловили рыбу посезонно — осенью и весной.

В торговле также происходил подъём. Торговали с Грецией, Малой Азией, Северным Причерноморьем, с Римом. Вывозились рыба и соусы из рыбы. Также вывозились хлеб и соль. Херсонес ввозил из Италии керамику.

Херсонес активно торговал с Синопой, Амисом, Гераклеей. Об этом свидетельствуют эпиграфические памятники и наличие монет этих городов в Херсонесе.

4.2 Культура в римский период

Состав населения становится разнородным. Наряду с греками, появляется больше тавров и скифов, что явствует из надгробий. Из «Житий херсонских епископов» известно о проживании иудеев в Херсонесе.

Некрополь даёт понятие о расслоении населения: как и прежде, погребения более состоятельных граждан изобилуют драгоценностями и инвентарём: посуда, керамика, монеты и др.

У рядового населения в погребениях встречается простая посуда и иногда инвентарь.

В Херсонесе появляются новые культы. Так, например, появляется культ Юпитера — покровителя Империи. Появляется посвящения в его честь. Имеются сведения о существовании культа Афродиты, Ники, Гермеса. В честь последнего был написан гимн. Надписи свидетельствуют об обожествлении Императора и его Гения. Популярны иностранные культы Изиды, Митры.

Рано появляются здесь христиане. Сюда при императоре Траяне ссылается папа Климент. В начале IV века здесь появляются христианские миссионеры. Понимания они не встретили, и их убили.

Новую религию внедряли при помощи силы. Епископ Капитон прибыл в Херсонес с целью обращения местного населения в христианство. Его сопровождали 500 воинов.

В римский период в Херсонесе строиться ряд крупных зданий. В качестве связывающего материала используется «цемент».

В 1936 году археологами найдены термы, отличающиеся большими размерами и применении новых архитектурных решений: арок и сводов.

В целом прослеживается монументальность, толщина стен достигала одного метра и более. Характерно наличие пилястров и пилонов.

Распространяются рельефные изображения в храмах и на надмогильных памятниках.

Продолжались проводиться спортивные соревнования: сохранились списки победителей по бегу, двойному бегу, длинному бегу, борьбе, кулачному бою, метанию копья и дротика.

Развивались поэзия и музыка: найдены списки победителей в литературных и музыкальных соревнованиях.

В театре в римскую эпоху стали проводиться гладиаторские бои, что говорит об общем изменении нравов.

5. Поздне-римский период

В III веке усиливается натиск варваров на римские границы. Одно из варварских племён — готы — оседают в Таврике.

Вскоре Ольвия и Тира оказываются в руках варваров. Варвары, по-видимому, разгромили Боспорское царство в середине IV века.

В 244 году из Харакса выводится римский гарнизон. Вывод гарнизона из Херсонеса происходит, по всей видимости, в третьей четверти III века при императоре Галлиене.

Однако Херсоенс остаётся в поле зрения Римской империи. Херсонес не сильно пострадал во время нашествий варваров.

При императорах Диоклетиане и Константине I херсонесский гарнизон оказывает помощь Риму в борьбе с готами на Дунае, за что Диоклетиан дарит городу ателию (свободу от податей). А Константин подарил Херсонесу свою вызолоченную статую и подтвердил элевтерию и ателию.

Союзнические отношения между Империей и Херсонесом сохраняются на протяжении всего IV века, о чём свидетельствуют посвящения императорам Валенту, Валентиниану I и Грациану. Рим выделяет средства Херсонесу на починку стен и одновременно сохраняет наблюдение за ним при помощи комита — представителя Империи в Херсонесе. Император Феодосий предоставляет право торговых сношений с соседним народами.

Результаты раскопок подтверждают, что в IV-V веках Херсонес был сильно разрушен в результате набегов, что сказалось на общем состоянии города: он вступил в полосу упадка. В VI веке он войдет в состав Империи Ромеев и обретёт второю жизнь и переживёт не один взлёт, но его история как история античного полиса навсегда заканчивается.

Заключение

Херсонес в качестве античного полиса занимал достойное место среди греческих полисов, чему способствовал высокий уровень экономики и культуры. Он оказал благотворное влияние на окружающие народы, приобщив их к своей культуре. Он являлся неотъемлемой частью античного мира, поскольку имел многочисленные и крепкие связи с ним. В нём отразились те процессы, что происходили во всем античном мире, вплоть до его заката.

Существуют точки зрения, что античность — детство цивилизации. Может, оно и так, но мне кажется, что мы ещё многого не достигли по сравнению с античностью. И главная задача при изучении античности — приобщиться к её ценностям и не потерять бесценный опыт поколений.

*****

Первые раскопки Херсонеса провел в 1827 г. лейтенант Крузе.

*****

Августейший город. Величественный город — достойный поклонению, вот такие имена были у города Русской славы, города-русских моряков СЕВАСТОПОЛЯ.

Пётр Первый "прорубил окно в Европу", а Екатерина Вторая "проложила" дорогу в мировой океан. Именно Черноморский флот сделал Россию мировой морской державой, и всегда этот флот стоял на защите южных рубежей Отечества. Как говорил французский философ Жандде Лабрютер:

Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев.

История продолжается...

Долгое время это место служило политическим, экономическим, транспортным и ремесленным центром для Римской империи и Византии.

Херсонес Таврический Севастополь

Экскурсии по Херсонесу в Крыму

Немалую роль Херсонес Таврический (Севастополь ныне) сыграл и в формировании и развитии Руси. Именно этот город стал своеобразным связующим звеном между «западной» Византией и менее развитой, обособленной от окружающего мира древней Русью. Через Херсонес на территорию наших предков проникли первые течения византийской культуры, в том числе получило свою популярность вероисповедание христианства. Важно и то, что именно в этом городе обряд крещения первым на всей территории Киевской Руси прошёл великий князь Владимир в 988 году, положив начало широкому распространению монотеизма.

В тринадцатом веке Византийская империя трагически пала, все важнейшие пути торговли автоматически сместились к восточной части Крымского полуострова, а экономическая роль Херсонеса, как следствие, утеряла своё значение. Уже в середине пятнадцатого века Нашей Эры последние жители этого некогда великого города приняли решение покинуть его навсегда, и он перестал существовать окончательно.

Заповедник Херсонес Таврический – возрождение сильнейшего города-государства с историей в две тысячи лет

В настоящее время в том месте, где в далёком пятнадцатом веке прекратил своё существование этот древнегреческий город, открыт важнейший археологический и исторический памятник Херсонес Таврический.

Херсонес Таврический как добраться

Знаменитый колокол в Херсонесе Таврическом

Множество туристов со всего мира с величайшим интересом разглядывают руины, оставшиеся со времён наших самых дальних предков. Первое фото Херсонеса Таврического курортники по обыкновению делают прямо у его входа, в нижней части бывшего города-государства, в том месте, которое в своё время было наиболее уязвимо для врагов. До наших лет здесь сохранилось отличное защитное сооружение – две крепостные стены, между которых пролегает широкая дорога до главных городских ворот. Главными преимуществами этого строения считалась возможность контроля въезда город с вершин башен и отличная акустика, позволяющая улавливать даже малейшие звуки движения.

Несмотря на давность существования византийского государства, национальный заповедник Херсонес Таврический обладает множеством занимательных исторических находок. Во время проведения археологических экспедиций здесь были обнаружены различные винодельни, мастерские древних ремесленников, лавки торговцев, печи гончаров, мастерские художников и скульпторов, массовые захоронения, различные храмы, оборонительные военные сооружения, монетный двор, театр и даже целые улицы, жилые кварталы и городские площади.

Херсонес Таврический фото

Развалины древнегреческого города Херсонес Таврически

Как уже упоминалось выше, Херсонес сыграл решающую роль в зарождении христианства на Руси. И, конечно, основатели музея Херсонеса Таврического не могли не заострить внимание на этом важнейшем факте. Неподалёку от входа в этот заповедник в 1993 году был воздвигнут роскошный памятник равноапосптольному святому Великому князю Киевскому Владимиру, принесшему на Русь вероисповедание, имеющее место и по сей день.

Президент РФ Владимир Путин распорядился принять заповедник в федеральное ведение и включить его в список особо ценных объектов культурного наследия 31 июля 2015 года.

Картина дня

наверх