На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Личный

2 подписчика

"СВЯТА РУССКАЯ НАША ЗЕМЛЯ"

У каждого есть своя любимая песня и свои любимые исполнители. Как автору статьи запомнился марш "Прощание славянки", ещё по службе в армии. Любимый испонитель - Кубанский казачий хор:

Богатейшую историю имеет Кубанский казачий хор.

Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска – Государственный академический ордена Дружбы народов
Кубанский казачий хор: история и современность (1811-2015 гг.)

Историческим предшественником современного Кубанского казачьего хора является Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска. Его основателем стал духовный просветитель Черномории, первоприсутствующий Екатеринодарского Духовного Правления, войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский (17 (28).3.1775 г. Новомиргород Херсонской губернии – 12 (24). 12.1825 г. Екатеринодар).

2 (14) августа 1810 г. он обратился в войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска с прошением о создании Певческого хора. Предложение было одобрено войсковым атаманом Ф.Я. Бурсаком и членами канцелярии. В августе были подготовлены сметы на жалованье регенту, певчим, а также средства на приобретение костюмов.

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября 1810 г. Войсковой певческий хор впервые выступал в Войсковом Воскресенском соборе. Первым регентом хора стал дворянин Константин Гречинский. Первоначально хор существовал на средства протоиерея Кирилла Россинского. 18 (30) января 1811 г. Одесским и Херсонским генерал-губернатором Дюком де Ришелье были официально утверждены штаты, смета и выделены деньги на содержание Войскового певческого хора.

1 (14) октября 1811 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, который стал считаться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально учрежденный Войсковой Певческий хор Черноморского казачьего войска. 22 декабря 1811 г. император Александр I издал указ «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов», то есть духового оркестра. Оркестр был назван Войсковым музыкантским хором. Певческий и музыкантский войсковые хоры развивались параллельно. Насыщенная, многообразная и плодотворная творческая деятельность двух хоров продолжалась до апреля 1920 г. Их выдающуюся роль в духовном, культурном и патриотическом воспитании кубанцев невозможно переоценить. По признанию современников, то были лучшие на периферии военно-художественные учреждения России.

В 1860 г. Черноморское казачье войско переименовывается в Кубанское. Соответственно переименовывались и войсковые хоры. Кроме участия в церковных богослужениях, Певческий хор давал и светские концерты в Екатеринодаре и по всему Югу России. Исполнялась духовная музыка, народные песни, классические произведения. Хор стал кузницей музыкальных кадров и для учреждений культуры, и для православной церкви, и для Русской Армии. Деятельность хора высоко оценивалась со стороны лидеров Российского государства: император Александр II находил его «замечательным по голосам и стройности исполнения», а император Александр III выразил хору благодарность «за отличное исполнение им музыкальных программ» и повелел войсковому начальству озаботиться расширением и улучшением хора.

Осенью 1911 г. состоялись торжества по случаю 100-летнего юбилея Войсковых певческого и музыкантского хоров. В их организации видную роль сыграл последний наказной атаман ККВ генерал М.П. Бабыч. К этой памятной дате вышла книга «Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811 – 1911 гг. Исторический очерк столетия их существования. Составил есаул Ив.Ив. Кияшко».

С приходом к власти на Кубани большевиков Войсковой певческий хор был переименован в государственный. Однако, в связи с проведением политики репрессий по отношению к казачеству, хор подвергся попытке уничтожения. 21 апреля 1920 г. Кубано-Черноморский областной ревком постановил: «Все войсковые хоры и оркестры, ныне переименованные в государственные, со всем личным составом, библиотеками, музыкальными инструментами переходят в ведение областного отдела образования. Всем дирижерам, музыкантам, певчим и проч., имеющим у себя казенные инструменты и ноты, сдать таковые немедленно... Лица, укрывающие вышеуказанное имущество, будут преданы революционному трибуналу». Летом 1921 г. решением большевиков деятельность коллектива была окончательно прекращена.

В 1920 г., не признав новую богоборческую власть, двадцать семь участников Войскового певческого хора вместе с тысячами кубанских казаков вынужденно эмигрировали в Грецию, Турцию, Сербию и другие страны. Там, в эмиграции, ими были созданы несколько хоровых коллективов, которые носили имя Кубанского Войскового казачьего хора и сохраняли традиции Войскового певческого хора. Вместе с тем, в 1925–1932 гг. на Кубани вёл гастрольную деятельность Кубанский мужской квартет – осколок былого хорового коллектива. К несчастью, руководитель коллектива Александр Авдеев был репрессирован и расстрелян в 1929 г.

В связи с некоторым ослаблением политики репрессий по отношению к казачеству в 1936 г. Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома был учрежден Государственный Кубанский казачий хор, который возглавили Г.М. Концевич и Я.М. Тараненко, бывшие до революции регентами Кубанского Войскового певческого хора. Именно они перенесли в новообразованный Государственный Кубанский казачий хор богатые певческие и музыкальные традиции, народный песенный репертуар и свой высокий художественный вкус, соединив тем самым в единое целое историю Войскового певческого и Государственного Кубанского казачьего хора.

Работать в условиях, созданных богоборческой властью, было невероятно трудно. Тем не менее, Г.М. Концевич не терял веру в будущую великую миссию вновь созданного хора. 3 марта 1937 г. в газете «Красное знамя» он пророчески писал: «Теперь создан Кубанский казачий хор в 40–50 человек из лучших голосов казаков станиц и хуторов. Его будущее, несомненно, блестяще. Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край». 

Хор действовал до 1941 г. под руководством Я.М. Тараненко. В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив хора был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. Хореографическое руководство было поручено Борису Лехту.

С началом Великой Отечественной войны ансамбль был расформирован и его солисты призваны в ряды Красной Армии. Коллектив был воссоздан в апреле 1944 г. при Краснодарской краевой филармонии. Базой для него стал женский ансамбль, образованный в сентябре 1943 г. Я.М. Тараненко. В состав воссозданного ансамбля вошли, главным образом, артистки довоенного коллектива. Первое выступление восстановленного Ансамбля песни и пляски кубанских казаков состоялось уже в сентябре 1944 г. Однако, в 1961 г. по инициативе И.С. Хрущева ансамбль снова был расформирован вместе с другими десятью государственными народными ансамблями и хорами СССР.

Трижды уничтоженный, хор вновь возвратился к жизни. По многочисленным просьбам кубанцев 4 января 1969 г. Краснодарский крайисполком принял решение о воссоздании Государственного Кубанского казачьего хора. Художественным руководителем хора был назначен заслуженный деятель искусств России С.А. Чернобай. Танцевальную группу возглавил талантливый балетмейстер Г.Ю. Гальперин, оркестровую – Борис Уткин. Кубанский казачий хор впервые начал петь в народной манере. 15 августа 1971 г. Кубанский казачий хор выступил в городе Бургасе (Болгария) на VII международном фестивале и был удостоен диплома и медали фестиваля.

14 октября 1974 г. (судьбоносное совпадение – снова, как и при основании хора, это праздник Покрова Пресвятой Богородицы) художественным руководителем хора назначается Виктор Гаврилович Захарченко – ученый-фольклорист, хормейстер и композитор, прошедший школу выдающегося хорового дирижера профессора В.И. Минина и патриарха отечественной фольклористики профессора Е.В. Гиппиуса. Руководство танцевальной группой перешло к Вячеславу Модзолевскому, затем к Леониду Милованову, а после него – к Николаю Кубарю.

С приходом к руководству хором Виктора Гавриловича коллектив поднялся на вершины творчества и приобрел всемирную известность. За 35 лет своей деятельности на Кубани В.Г. Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления и вывести коллектив на качественно новые творческие рубежи.

За годы руководства хоровым коллективом В.Г. Захарченко воспитал талантливую плеяду хормейстеров, среди которых Валентина Мамай, Алексей Горобец, Вячеслав Яковлев. Главным хормейстером хора сегодня является Иван Албанов. Виктор Гаврилович выпестовал корифеев и молодых солистов хора, снискавших любовь зрителей и слушателей. Среди них такие яркие артисты как Татьяна Бочтарёва и Анатолий Лизвинский, Раиса Гончарова и Валентина Аскаленко, Алексей Коваленко и Виталий Сушков, Михаил Цирульник и Николай Коротун, Владимир Заниздра и Михаил Ковалев, Ольга Каражова и Елена Куликовская, Марина Крапостина и Сергей Ярошенко, Александр Дедов и Марина Гольченко, Павел Кравчук и Евгения Джевага. В настоящее время главным балетмейстером хора является Валерий Анучин. Следует назвать имена хотя бы некоторых мастеров народного танца, таких как Николай Ус и Алексей Титов, Ирина Игнатьева и Елена Арефьева, Валерий Курилов и Аслан Хаджаев. Неповторимым комическим дарованием покоряет зрителей солист танцевальной группы, заслуженный деятель искусств России Валентин Захаров. Среди молодых танцоров можно назвать Романа Чернявского и Алибека Джандубаева, Ульяну Добрицу и Марину Рассоху.

Неотъемлемой частью хоровой и танцевальной группы является оркестровая, которую в разное время возглавляли: Эдуард Козловский, Федор Каражов, Юрий Булавин, Сергей Чанцев и в настоящее время заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Украины Борис Качур. Нельзя не отметить высокий уровень исполнительского мастерства артистов оркестровой группы: Андрея Ильичева, Игоря Шмоткина, Александра Подгорного, ударника и солиста-вокалиста, заслуженного артиста РФ Виктора Сорокина.

Свой вклад в становление Кубанского казачьего хора внесли энергичные, инициативные администраторы – директор хора, заслуженный работник культуры РФ А.Н. Рашевский и его преемник, заслуженный работник культуры РФ, Республики Адыгея и Украины А.Е. Арефьев, а также его помощники – заслуженный работник культуры РФ, Республики Адыгея и Украины B.C. Вишневский и заслуженный деятель искусств Кубани С.М. Полежаев.

Сегодня в составе коллектива 146 артистов, из них 4 народных артиста России, 1 заслуженный деятель искусств России, 8 заслуженных артистов России, 5 заслуженных артистов Украины, 2 заслуженных артиста Республики Адыгея, 3 лауреата международного конкурса.

Благодаря таланту В.Г. Захарченко, как педагога и руководителя, коллектив хора шёл от победы к победе. Уже через год работы Виктора Гавриловича (в 1975 г.) Кубанский казачий хор становится лауреатом I премии на Всероссийском смотре-конкурсе государственных русских народных хоров в Москве. В 1984 г. этот успех был повторен на втором аналогичном конкурсе. Летом 1980 г. Кубанский казачий хор стал дипломантом международного фольклорного фестиваля во Франции (город Монтгийон); летом 1981 г. – лауреатом международного конкурса профессиональных государственных народных коллективов в Югославии (г. Порторош). В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Государственный Кубанский казачий хор награжден орденом Дружбы народов. В 1990 г. – лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко. В 1993 г. коллективу присвоено почетное звание «академический».

Коллектив хора регулярно удостаивается престижных наград на различных конкурсах и фестивалях искусств. Так, в октябре 2008 г. молодые солисты Кубанского казачьего хора Александр Дедов и Софья Бовтун заняли первые места на проходившем в Москве Первом Международном фестивале-конкурсе народного песенно-танцевального искусства молодёжи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая!». 30 декабря 2008 г. Кубанскому казачьему хору присуждено звание лауреата 17-го Национального Российского фестиваля «Овация» в области музыкального искусства за 2007 г. (в номинации фолк-музыка).

За время руководства хором В.Г. Захарченко превратил коллектив в ансамбль международного экстра-класса. Сегодня Кубанский казачий хор, по оценкам экспертов, признан жемчужиной мировой культуры. География гастролей хора необозрима, ему рукоплещут на всех пяти континентах, в десятках стран мира. Сотни концертов дал хор по всей России, во всех бывших республиках СССР. Вместе с тем, коллектив регулярно выступает в городах и станицах Кубани. Ныне он базируется в Краснодаре, в собственном здании, специально выделенном для него руководством Краснодарского края.

Кубанский казачий хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества. Это стало результатом работы Захарченко-фольклориста в станицах Краснодарского края, где им собраны тысячи народных песен. Усилиями В.Г. Захарченко переизданы разрозненные и выпавшие из поля зрения музыкальной науки 14 сборников песен кубанских казаков, составленных дореволюционным собирателем А.Д. Бигдаем, а также сборники Г.М. Концевича из репертуара Войскового певческого хора. Сам Виктор Гаврилович выпустил около двадцати фольклорных и авторских сборников песен.

Основа репертуара Кубанского хора – народные казачьи песни. Однако коллектив всегда уделял внимание произведениям композиторов – В. Соловьева-Седого, А. Новикова, М. Блантера, И. Дунаевского, Г. Пономаренко, А. Пахмутовой, А. Дудника, А. Нехая, Геннадия и Анастасии Заволокиных и многих других. Кубанский казачий хор стал первым исполнителем хорового цикла Г.В. Свиридова «Казачьи песни», написанного им еще в 1938 г.

Многие годы Кубанский хор продолжает и творчески развивает исполнительские и просветительские традиции войскового хора. Сегодня хор поет не только народные песни, но и успешно исполняет произведения композиторов-классиков: М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Прокофьева, Г. Свиридова, а также современных композиторов. Не случайно с Кубанским хором охотно поют и солисты оперных театров, и известные певцы. Например, Д. Хворостовский, И. Морозов, И. Кобзон, русский бас из Австралии А. Шахматов, чешский певец К. Готт, киноактер А. Петренко, режиссер Н. Михалков, А. Розенбаум, американская рок-группа «Ринг Сайд». Хор активно сотрудничает с прославленными музыкальными коллективами страны, среди них: Московский государственный академический камерный хор под управлением В.Н. Минина, хор Московского Сретенского монастыря. Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением В.И. Федосеева и мн. др.

Особо волнующие страницы вписаны в историю Кубанского хора песнями Захарченко-композитора. Обратившись к наследию поэтов-классиков России и Украины, Виктор Гаврилович создал произведения редкой силы воздействия, в которых высокая поэтическая культура соединяется с вековой русской народнопесенной традицией. Хор исполняет произведения на стихи таких выдающихся поэтов как А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, С. Есенин, Т. Шевченко, Л. Украинка, Ю. Кузнецов, иеромонах Роман, Н. Зиновьев, А. Мелихов и др. Песенное творчество В.Г. Захарченко получило высокое признание профессионалов и широких кругов слушателей. Большой общественный резонанс получают авторские концерты композитора в Москве (Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя, октябрь 2004 г. и др.).

Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко вернул к жизни песню, написанную полковым священником Константином Образцовым в годы 1-й мировой войны – «Ты, Кубань, ты наша Родина». Эта песня, которая еще в 20-е гг. XX в. считалась неофициальным гимном кубанского казачества и всего края, в обработке Виктора Гавриловича впервые официально была исполнена Кубанским казачьим хором на заседании Законодательного Собрания Краснодарского края 5 мая 1995 г. и утверждена в качестве краевого Гимна. В.Г. Захарченко является автором Гимна столицы Кубани – города Краснодара: «Ты душа Кубани, Краснодар!». Можно отметить, что многие песни в исполнении Кубанского казачьего хора воспринимаются зрителями как песни-гимны – их слушают стоя, с истинно патриотическим чувством и большим эмоциональным подъемом.

Стараниями Виктора Гавриловича Кубанский казачий хор возвращается к своим истокам и обращается к первоначальному репертуару: православным песнопениям, литургической музыке. В августе 1995 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных литургиях. После окончания одной из служб Святейший Патриарх Алексий II, обращаясь к артистам хора, сказал: «Исполнением духовной музыки, а также народных песен и патриотической музыки вы великое дело делаете». Таким образом, Кубанский хор стал единственным светским профессиональным хоровым коллективом, который допущен к богослужениям в храмах. В апреле 2009 г. Кубанский казачий хор впервые пел для нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве, в Донском монастыре.

Марш "Прощание славянки по истине стал народным маршем:

Василий Агапкин, и его русский марш на века

ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза...

«Прощание славянки» — русский марш, написанный в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913). Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие. За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

http://hotkovo.net.ru/article/agapkin_1.jpgАвтор музыки

Василий Агапкин родился 3 февраля 1884 года в деревне Шанчерево Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Через год семья в поисках лучшей доли переехала в Астрахань, но спустя короткое время погибла мать, а еще через 7 лет скоропостижно скончался отец. В 10-летнем возрасте, благодаря абсолютному музыкальному слуху, Васю Агапкина зачисляют музыкантским учеником в оркестр батальона. С 1899 по 1906 год Василий работает солистом-трубачом в воинских подразделениях, дислоцированных на Кавказе, а в 1906 году призывается в армию. По окончании службы в 1909 году Агапкин вместо Московской консерватории, куда он мечтал поступить, вынужден ввиду незавидного материального положения уехать в Тамбов и поступить на сверхсрочную службу штаб-трубачом в оркестр 7‑го запасного кавалерийского полка. Агапкину безусловно повезло с преподавателями и с музыкальным начальством. И капельмейстер полка Милов, и руководитель класса в музыкальном училище Ю. Кадичев были не только знающими специалистами своего дела, но и благоволили к молодому и талантливому музыканту.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/94/91094772_4498623_Agapkin.jpg8 октября 1912 года началась первая Балканская война, когда союз православных государств Европы (Болгария, Греция, Сербия и Черногория) восстал против мусульманской Османской империи, вытеснив в итоге Турцию с Балканского полуострова. Сердца россиян в это время бились в унисон с сердцами братьев-славян. Энтузиазм в России был необычаен: сотни и тысячи добровольцев отправлялись на Балканы помочь нашим братьям по вере. Естественно, что подобный энтузиазм не мог не затронуть культурную, в том числе и музыкальную, общественность нашей страны. И Василий Агапкин задумал создать военный марш на тему прощания, проводов воинов на фронт. Через пару недель после задумки Василий показал ноты нового произведения своему непосредственному начальнику –  капельмейстеру Милову, а тот, оценив новый марш, но назвав его «очень сырым», посоветовал отвезти ноты в Симферополь, где в то время проживал известный в музыкальных кругах Яков Иосифович Богорад, совмещавший службу капельмейстером в 51‑м Литовском полку, с весьма широкой нотно-издательской деятельностью. Агапкин так и сделал.

Крестный отец марша

Богорад тепло встретил молодого автора и, прослушав марш, который Агапкин исполнил ему на трубе, помог дописать третью часть марша, записал клавир и сам сделал оркестровку марша. Ну и совместно они придумали название марша —  «Прощание славянки». За все это, включая выпуск в симферопольской типографии первой сотни экземпляров нот, Яков Богорад не взял с Агапкина ни копейки. Вся эта история с поездкой Агапкина в Симферополь и ролью Богорада в создании марша, который мы знаем и любим, не подтверждается какими-либо документами и стала известна, лишь благодаря устным воспоминаниям самого Агапкина и его дочери, что говорит о щепетильности и порядочности самого Агапкина. Вот теперь самое время поговорить и о Богораде, поучаствовавшем в создании легендарного марша.

Яков Иосифович Богорад – почти сверстник Василия Агапкина. Он родился в 1879 году в семье учителя начальных классов, окончил Варшавскую консерваторию в 1900 году по специальности флейтист и с двумя дипломами (военного капельмейстера и учителя музыки). В 1900‑1903 гг. Богорад проходил службу в 160‑м Абхазском полку в Гомеле, а затем переехал в Симферополь, где стал капельмейстером 51‑го Литовского полка, и почти одновременно владельцем им же и созданного издательства (Бюро военной инструментовки «Богорад и К»), где печатались новые произведения для духовых оркестров. До революции это было одно из самых популярных музыкально-издательских предприятий. Кроме того, к моменту встречи с Агапкиным Яков Богорад был уже и достаточно известным композитором, автором ряда музыкальных произведений, в том числе и Увертюры «Столетие 1812 года».

Итак, Агапкин возвращается в Тамбов, где в конце 1912 или в начале 1913 года на строевом смотре полка и состоится первое исполнение «Прощания славянки». В считанные месяцы марш приобрел невероятную популярность сначала в Тамбове, а затем и по всей стране. Особенно этому поспособствовало начало Первой мировой войны (август 1914 года), когда под музыку этого марша родные и близкие стали провожать уходящие на фронт воинские подразделения. В 1915 году в Киеве вышла первая грампластинка с записью марша. Начинание подхватили фирмы грамзаписи Петербурга и Москвы, а затем и в других крупных российских провинциях. «Прощание славянки» начали исполнять военные оркестры Франции, стран Балканского союза и других стран. Именно в это время история создания марша и последующего его исполнения начала обрастать легендами, что довольно естественно для всякого талантливого музыкального произведения.

Слова народные 

Как известно, марш был создан для военного оркестра, без слов. Сама мелодия марша сочетала в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. А название марша, придуманное Агапкиным и Богорадом, отражало одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин – провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение. Но такова была сила воздействия музыки марша на слушателей, что начиная с Первой мировой войны и до наших дней к «Прощанию славянки» написаны десятки текстов. До наших дней дошли некоторые варианты песен времен Первой мировой войны, в том числе «Добровольческая песня» («… вспоили вы нас и вскормили…»). После Октябрьской революции, в годы Гражданской войны, песни на мотив «Прощания славянки» распевали как красноармейцы, так и белогвардейцы. Пожалуй, «белые» пели даже чаще. Из тех «белогвардейских» вариантов песен очень популярны были и сохранились до сих пор «Песня студенческого батальона» в Добровольческой армии генерала Деникина и «Сибирский марш» (марш Сибирской народной армии).

Позднее, уже в СССР, стихи к маршу сочиняли многие профессиональные поэты, например, А. Федотов, В. Максимов, В. Лазарев, А. Галич.

Марш «Прощание славянки» стал популярен за рубежами России еще в Первую мировую войну, когда его исполняли духовые оркестры многих стран. Стали появляться песни на мотив марша. Так, в период уже Второй мировой войны гимном (!) польских партизан Армии Крайовой была песня «Расшумелись вы ивы плакучие» (автор стихов — Роман Шлезак), созданная на мотив «Прощания славянки». На этот же мотив известны песни, сочиненные в Японии и Финляндии. В Израиле песня «Меж границ», сочиненная Хаимом Хефером на мотив нашего марша в 30‑х годах прошлого столетия, до сих пор исполняется различными песенными коллективами.

Судьбы авторов

С приходом советской власти в Тамбов Василий Агапкин в июле 1918 года вступил в ряды Красной Армии и навсегда связал с ней свою военно‑музыкантскую судьбу. Капельмейстер Красного гусарского Варшавского полка на Южном и Юго-Западном фронтах, капельмейстер 115-го батальона войск ВЧК, капельмейстер оркестра  117-го особого полка ОГПУ, принимавшего участие в похоронах В. И. Ленина, капельмейстер оркестра Центральной школы ОГПУ, впоследствии НКВД СССР, руководитель оркестра знаменитой Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения. С годами Великой Отечественной войны связаны два знаменательных события в жизни Василия Ивановича Агапкина.

http://data20.gallery.ru/albums/gallery/183231-9650f-57191643-m750x740-u6ee02.jpg7 ноября 1941 года именно Агапкин дирижировал сводным военным оркестром на том историческом параде на Красной площади, с которого наши бойцы уходили прямо на фронт.
А 24 июня 1945 года на Параде Победы в Москве на Красной площади оркестр Агапкина входил в состав сводного военного оркестра. После войны (в 1946 году) Агапкин назначается главным дирижером и художественным руководителем Образцового оркестра МГБ СССР. И на этом посту Василий Иванович оставался до 1956 года, когда в уже достаточно преклонном возрасте выходит в отставку. К этому времени, полковник В. И. Агапкин стал кавалером орденов Ленина и Боевого Красного Знамени, и не только замечательным руководителем оркестра, но и достаточно известным композитором-автором многих военно‑музыкальных произведений.

http://hotkovo.net.ru/article/agapkin_mogila.jpgСкончался В. И. Агапкин 29 октября 1964 года в возрасте 80 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Могила В.И. Агапкина на Ваганьковском кладбище

* * * 
 Яков Иосифович Богорад в советское время преподавал в Симферопольской консерватории им. П. И. Чайковского, сочинял оригинальные произведения и оркестрировал сотни музыкальных произведений своих товарищей‑музыкантов. Среди его собственных произведений музыковеды отмечают увертюру «Царь голод» и «Песнь Шамиля». Среди его учеников такие выдающиеся музыканты и композиторы, как Михаил Иванович Чулаки — композитор, народный артист СССР, директор Большого театра СССР; А. Я. Стасевич и А. А. Федотов – профессора и др. 

В декабре 1942 года Яков Богорад, еврей по национальности, вместе с другими мирными евреями был расстрелян гитлеровцами в противотанковом рву на 11‑м километре Феодосийского шоссе.

Марш на века

После войны марш неоднократно издавался начиная с 1953 года. Таким образом, утверждение многих исследователей, что исполнение «Прощания славянки» в СССР началось с фильма «Летят журавли» — неверно. Другое дело, что вторичное восхождение этого марша на вершину популярности действительно состоялось после просмотра замечательного нашего фильма десятками миллионов зрителей и в СССР, и за рубежом. И с тех пор интерес к этому замечательному музыкальному произведению не ослабевает. Военный марш «Прощание славянки» сочинен для проводов воинов, уходящих на фронт. Но так случилось, что гораздо чаще мы его слушаем либо в фильмах, посвященных военным событиям Первой или Второй мировых войн, либо при отъезде железнодорожных поездов и отплытии теплоходов в дальнее путешествие. Так дай нам Бог подольше слышать эту замечательную музыку в мирное время при отправлении в путешествие.

6 и 7 ноября 1941 года советское командование спланировало и осуществило ряд сильных ударов по врагу на Можайском, Волоколамском и Малоярославецком направлениях. Поэтому прямо с парада на главной площади страны бойцы Красной Армии отправлялись на фронт, до которого от центра Москвы было всего несколько километров.

С развернутыми знаменами, под боевые революционные марши, исполняемые оркестром штаба МВО под управлением Василия Агапкина, автора знаменитого «Прощания славянки», шли по главной площади страны артиллеристы и пехотинцы, зенитчики и моряки. Потом по Красной площади двинулись конница, знаменитые пулеметные тачанки, прошли танки Т-34 и КВ.

На Белорусском вокзале открыли памятник "Прощание славянки"
http://b1.m24.ru/c/224622.900x900p.jpg
Текст (слова) песни «Прощание Славянки»
Автор текста (слов): Лазарев В. 
Композитор (музыка): Агапкин В.

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости - прощай, прости - прощай...   

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них - солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

А в них - солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости - прощай, прости - прощай...   

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари -
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!

Нет, не будет душа безучастна -
Справедливости светят огни...
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости - прощай, прости - прощай

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
А песня - ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад. 

 

Когда Валева Агапкин постигал искусство музыки,то на другом краю Российской Империи шла Русско-Японская война. И там рождались новые песни и новая музыка:

ВАЛЬС «АМУРСКИЕ ВОЛНЫ»

История вальса «Амурские волны» - это история любви

 Композитор Макс Авелевич Кюсс

Написать биографию российского и советского композитора Макса Кюсса, автора вальса Амурские волны - задача довольно сложная, так как существуют две разные версии относительно даты и места его рождения, а точные обстоятельства и дата его смерти вообще не известны, и по этому поводу есть лишь предположения. Одна из версий: 

Макс Авелевич Кюсс родился 20 марта 1874 года в Одессе. Макс Кюсс с раннего детства любил музыку, хотел научиться играть на музыкальных инструментах, однако бедность родителей не способствовала исполнению этого желания. Максу Кюссу пришлось работать учеником жестянщика, но больших денег эта работа не приносила. Однако ему всё же удалось накопить денег на уроки музыки, и он научился играть на кларнете. Вскоре  Макса Кюсса призвали в армию и зачислили в "музыкантскую команду". Армия дала возможность Максу Кюссу заниматься любимым делом - играть на музыкальных инструментах. В Одессе он написал свой первый вальс «Грёзы любви».

После окончания Одесского музыкального училища в 1903 году Макс Кюсс снова вернулся в армию, но уже не призывником, а, как сейчас бы сказали, "контрактником". Было ему в это время 27 лет. Макс Кюсс получил назначение в 11-й Восточно-Сибирский пехотный полк, дислоцировавшийся во Владивостоке, на  капельмейстера (то есть дирижёра военного оркестра), где возглавил полковой оркестр во Владивостоке. Уже через год, в 1904 году, началась Русско-Японская война, продолжавшаяся до конца 1905 года, и Макс Кюсс вместе со своим полком был направлен на фронт, в Маньчжурию (Северный Китай), где развернулись боевые действия. После заключения мира Макс вернулся со своим полком во Владивосток. Макс Кюсс был не только дирижёром военного оркестра, но и композитором - он сам  писал музыку, более 300 музыкальных произведений. Пройдя со своим полком через суровые годы войны, Кюсс написал один из своих популярных и доживших до сегодняшнего дня вальсов «Разбитая жизнь». Его полковой марш был даже удостоен высочайшей награды со стороны вдовствующей императрицы Марии Федоровны (вдовы бывшего императора Александра III, который, кстати, отличался каким-то зоологическим антисемитизмом, и, будь он жив, вряд ли бы одобрил супругу, отметившую заслуги еврея). Вдовствующая императрица наградила Макса Кюсса именными золотыми часами.

Однако самым известным произведением Макса Кюсса стала музыка сугубо гражданская - в 1909 году он написал знаменитый вальс "Амурские волны", и впоследствии он получил известность, как автор этой замечательной музыки.

Изначально это было  инструментальное произведение в фортепианном варианте. Вальс посвящен Вере Яковлевне Кириленко.

Вера Яковлевна Кириленко

Вера Кирилленко была членом правления владивостокского отделения «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям», организатором и душой благотворительных вечеров. 
Кроме того, Вера Яковлевна была обворожительно красива: её мать была гречанкой, отец – генуэзцем. Да и муж, Александр Андреевич, тоже был хорош собой.

Амурский залив. Владивосток

Макс Кюсс поначалу было хотел по совету Веры Яковлевны назвать свой вальс как раз «Залива Амурского волны», но при печати в типографии кто-то решил «укоротить» название, предложив озаглавить произведение как "Амурские волны". Либо это сделал сам Макс Авелевич, посчитав, что «Залива Амурского волны» звучит длинновато. При этом он не предполагал, что кто-то позже подумает про реку Амур.                              Река Амур

Макс Кюсс посвятил своё произведение Вере Кирилленко в честь её выдающейся общественной деятельности. Публика восторженно приняла новое произведение композитора.

В Первую мировую войну 1914-1918 гг. Макс Кюсс служил капельмейстером в 5-й Донской казачьей дивизии, а после Октябрьской революции и победы большевиков Макс Кюсс продолжал службу капельмейстером уже в Красной Армии, в 416-м стрелковом полку, а затем дослужился до командира музыкального взвода Кремлёвского почётного караула! Ушёл в отставку он в 1927 году, в возрасте 53-х лет, и вернулся из Москвы в Одессу. Вернувшись в Одессу, Макс Кюсс работал преподавателем в Военно-музыкальной школе - это был аналог Суворовского училища, только специально для будущих военных музыкантов, и туда набирали в основном бывших детдомовцев. 

В 1941 году началась Великая Отечественная война, Одесса была захвачена немцами.Макс Кюсс эвакуироваться из Одессы не успел, и вместе с другими евреями 67-летний композитор попал в Одесское гетто. Последний раз его видели живым зимой 1941/1942 гг., когда его вёл по улице немецкий конвой. Что произошло с Максом Кюссом после этого, и при каких обстоятельствах он умер не известно. Существует версия, имеющая хождение среди старых одесситов (правда, документально не подтверждённая), что конвой доставил Макса Кюсса к одному из высших офицеров СС, который слышал об известном композиторе, и этот эсэсовец потребовал, чтобы М. Кюсс сыграл нацистский партийный гимн "Хорст Вессель". И Макс Авелевич его сыграл, но в такой издевательской манере, что эсэсовский "меломан" буквально взбесился, и приказал заживо сжечь Макса Кюсса в Одесских каменоломнях.

Так погиб выдающийся музыкант и композитор, написавший одну из красивейших инструментальных мелодий начала XX века.

История песни "Амурские волны"

В 1944 году ноты  вальса "Амурские волны" попали к руководителю ансамбля песни и пляски Дальневосточного фронта Владимиру Александровичу Румянцеву. Музыканта и композитора сразу очаровала мелодия вальса, и как раз он первым её ассоциировал с волнами великой реки Амура. Румянцев  попросив написать слова солисту коллектива Серафиму Александровичу Попову, который так об этом вспоминал: «Когда Владимир Александрович дал задание написать к музыке этого вальса слова, я несколько раз прослушал его. Слушая, представил себе наш полноводный Амур. Только не бурный, а спокойный, каким он бывает в светлые, тихие лунные ночи. Именно этот образ подсказывала и навевала мне музыка. И вскоре родились первые строчки… Ансамбль песню разучил, стал её исполнять. Она стала популярной на Дальнем Востоке…»

И не только там. Уже в 50-х годах о вальсе узнали на Балтике, где его приметил другой художественный руководитель ансамбля песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота Г. А. Колышкин, предложивший своему солисту Константину Васильеву сочинить новый текст. Он и сочинил, но взял половину строк из текста Серафима Попова. И именно этот текст в исполнении АПП Балтфлота в 1952 году впервые прозвучал на радио.

ПЕСНЯ "АМУРСКИЕ ВОЛНЫ"
слова С. Попова,К. Васильева,
музыка М. Кюсс

Плавно Амур свои волны несет,               
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна,
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.
Там, где багряное солнце встает,
Песню матрос на Амуре поет.
Песня летит над широкой рекой.
Льется песня широко,
Песня широко льется
И несется далеко.
Красоты и силы полны,
Хороши Амура волны.
Серебрятся волны,
Славой Родины горды.
Плещут, плещут силы полны,
И стремятся к морю волны,

Серебрятся волны,
Славой русскою горды.
Красива Амура волна,
И вольностью дышит она.              
Знает волна —
Стерегут ее покой.
Спокойны реки берега.
На них золотая тайга.
Дышит волна
Ее чудной красотой.
Величав Амур седой,
Мы храним его покой.
Корабли вперед идут,
Волны бегут и бегут.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна,
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.

Через два года третью хоровую версию "Амурских волн" представил дирижёр Владислав Геннадиевич Соколов, который разучил её вместе с Московским хором молодёжи и студентов, который регулярно участвовал во Всемирных фестивалях. На IV фестивале в Бухаресте руководимый им хор завоевал I премию, а о вальсе узнал весь мир.

Афиши, на которых был отпечатан профиль прекрасной гречанки.

Этот вальс принес колоссальную популярность автору, но при этом не сделал его счастливым - даже наоборот. Полковник Кирилленко посчитал такое посвящение на изданных нотах оскорбительным для себя, а в самом вальсе слышал именно то, что туда и вкладывалось композитором. В связи с этим капельмейстер Кюсс через некоторое время вынужден сменить место службы. Есть в таком повороте событий что-то захватывающее - вальс, в котором композитор выразил свою любовь разлучил его с любимой - ирония судьбы. Русско-Японская война "принесла" истории военной песни не одну песню. Многие песни у нас на слуху, но историю их не все знают. Пример тому песня "За рекой Ляохэ".

Слова песни «За рекой Ляохэ» были написаны на основе реальных событий — казачьего рейда на Инкоу, зимой 1905 года. Эта операция вошла в историю под названием «Набег на Инкоу».

В песне неизвестного автора описывается один из трагических эпизодов Русско-Японской войны.

Потеряв в декабре 1904 года Порт-Артур, командование армией разработало план войсковой операции с целью сорвать наступление противника. Для этого в японский тыл был направлен сборный кавалерийский отряд генерала Мищенко в надежде перерезать железнодорожное сообщение японцев на участке Ляохэ — Порт-Артур и помешать переброске их войск. В новогоднюю ночь отряд попытался взять штурмом станцию Инкоу в устье реки Ляохэ; для ориентации в русском лагере были зажжены большие огни. Однако, в самом Инкоу от артобстрела вспыхнули пожары, и возникла путаница с огнями.

Надо отдать должное японской разведке — японцы заранее узнали о готовящейся операции и хорошо подготовились к обороне. Кроме того был разработан план окружения и полного уничтожения российских соединений участвующих в рейде, однако осуществить свой план в полной мере японцам не удалось.

Для взятия станции были назначены спешенные казаки от разных полков, в том числе, пошло и две сотни донцов. Штурм был назначен ночью. Российская артиллерия зажгла склады фуража, бывшие подле Инкоу, и они пылали громадным костром, освещая местность на большом протяжении. Полковник Харанов, командовавший отрядом спешенных казаков, повел их вдоль реки Ляохе. Казаки скользили на льду, часто падали, сбивались в кучи. Плохо обученные действиям в спешенном порядке, незнакомые с силою теперешнего огня, они скоро начали падать ранеными и убитыми:

В сотнях морских милях от Порт-Артура, недалеко от рейда порта Чемульпо, 9 января 1904 года произошло событие, отражённое в песнях и полотнах художников:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ. «ПЛЕЩУТ ХОЛОДНЫЕ ВОЛНЫ»

Думаю, что такие песни мы тоже должны помнить и знать историю их создания. Ведь это тоже часть нашей истории.

История одной песни. Плещут холодные волны.

Крейсер "Варяг"

История одной песни. Плещут холодные волны.

Канонерская лодка "Кореец"

24 января 1904 Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. 26 января 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо.

История одной песни. Плещут холодные волны.

27 января, из Чемульпо, в полдень, бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вышли принять бой. Французские и итальянские корабли проводили идущий в неравное сражение «Варяг» оркестром, салютуя мужеству русских, капитаны кораблей отдали честь русским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру.

История одной песни. Плещут холодные волны.


Бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов. Согласно рапорту командира «Варяга» капитана I ранга Всеволода Фёдоровича Руднева

История одной песни. Плещут холодные волны.

огнём крейсера был сильно поврежден и возможно потоплен один миноносец, повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»).Официальные японские источники утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

История одной песни. Плещут холодные волны.

 «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился большей части орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения.

После оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на "Варяге" были по возможности уничтожены, сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а "Кореец" взорван.

История одной песни. Плещут холодные волны.

Команды «Варяга» и «Корейца» были приняты на борт всеми судами нейтральных стран, кроме американского крейсера «Виксбург».

Бой и гибель «Варяга» впечатлили противника: то, что русские моряки поступили по кодексу самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга».

Несмотря на приводимые контр-адмиралом Рудневым данные в своём рапорте, ссылки на показания итальянских и английских военных моряков о результатах боя, очевидно никто из исследователей пока не удосужился обратиться в соответствующие инстанции этих стран, которые могут владеть документами, несомненно проливающими немало света на результаты боя 27.01.1904 г. под Чемульпо. Обычно в газетных статьях только приводится ссылка на японские документы, в которых не зафиксировано ни единого попадания в корабли эскадры Уриу.

История одной песни. Плещут холодные волны.

Группа машинной команды 'Варяга' во главе с младшим инженер-механиком К.Р. Курилло

По всему маршруту до дома морякам оказывался торжественный и трогательный приём во всех городах следования, люди тысячами выходили встречать героев.

Все участники битвы были отмечены наградами. 16 апреля 1904 года они прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами,— промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца.

Много  было сложено песен про героическую гибель крейсера "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец". Одна из них в исполнении

Хор братии Валаамского монастыря - Варяг (Плещут холодные волны)

Не только Русско-Японская война нам наставила песенное наследие, но и Первая Мировая война подарила песни истории. Одна из них: "Эсминец Суровый на рейде стоял" - авторская песня первой мировой войны - автор песни не известен 

..

Не только в армии, но и на флоте были "серьёзные" и патриотические песни. Были также и танцы, один из известных всем примеров: Танец «Яблочко» – популярный у матросов танец. Этот танец не требует много места, поэтому его можно танцевать даже в ограниченных пространствах.

Танец был изобретен в Великобритании, и потом перекочевал в Россию и обрел в ней огромную популярность. Танцевать приходилось матросам на сравнительно малой палубе корабля.

Песни исполняли не только на палубах кораблей и на сцене, но и в строю. Порой это были весёлые солдатские песни

Сама песня "Яблочко" стала любимой песнью анархистов. Не будем разбирать, почему так произошло.

Солдатские песни перерабатывали и пели на эстраде. Песню на слова Владимира Танича, музыка Владимира Мигули-исполнителя, наверное, все сами знают

ВОЕННЫЙ музыкальный ЖАНР 

Военная песня и музыка – неотъемлемая часть быта и культуры народа. По военной песне можно не только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле, защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи русскому народу. Во время войн бойцы не расставались с песней. Перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был мир, а людям жилось свободно и радостно. 

Оркестранты не только должны уметь играть на своих инструментах. Они ещё должны быть актёрами и уметь выполнять замысловатые строевые упражнения - "Дефиле"

Россию к Победе так же вели духовые оркестры и военные песни отдельных родов войск.

Есть в кино такой жаргон "Закольцевать",значит конец фильма должен быт похожим на начало,с небольшими изменениями-финальными

И в завершении уникальный видео-клип "Звёздный гимн славян"

Тот, кто любит легендарный Кубанский казачий хор так же, как я, может пройти в мою предыдущую тему:

http://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43137665235/Kubanskiy--kazachiy-hor-kulturnoe-nasledie-Rossii

Картина дня

наверх