На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Личный

2 подписчика

ДНЕПР - БОГАТЫРЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ! Посвящаю ветерану Великой Отечественной, ветерану морской пехоты Юрию Александровичу Фомичёву!!!

Практически, родная река. Река, с которой связаны многие детские воспоминания. Далее, река, которая течет в Черное море. И наконец, река, связывающая три наших славянских народа - берет начало в России, набирает силу в Белоруссии и становится великой рекой в Украине. Короче, Лучшая Река Земли Русской!

Слава, слава и в наши дни богатырям — защитникам Родины!

Высока ли, высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Днепр берет начало в небольшом болоте Аксенинский мох у села Бочарово (там установлена Часовня) Смоленской области России. Протекает река по территории трех стран: России, Украины и Белоруссии.

Устье - Днепровский лиман, Черное море. Река равнинная, со спокойным течением. Русло извилистое. Общая длина 2145 километров. В 1941 году встал, как богатырь, защищая Русь Святую. К концу июля враг перешёл на левый берег. Тяжелейшие бои с немецко фашискими захватчиками шли уже у Смоленской области, в районе Соловьёвской перправы.

С середины июля 1941 года переправа была единственным местом, через которое велось материально-техническое обеспечение войск Западного фронта в районе Смоленска, из-за высадки 17 июля немецкого десанта в городе Ярцево. Здесь шли бои за владение переправой. Авиация Германии беспрерывно господствовала в воздухе. Постоянно наносились бомбовые удары по переправе.

Оборону переправы осуществлял специальный сводный отряд полковника Лизюкова А. И. Целью отряда также было: обеспечение подвоза всего необходимого сражающимся под Смоленском и, при необходимости, обеспечение путей их отхода, переправа раненых и больных. Сама переправа представляла собой наведённые сапёрами понтонные мосты, имелся недостроенный мост на Старой Смоленской дороге. У Днепра было скопление техники, людей — все стремились быстрее переправиться через реку.

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,
Кому темная вода,-
Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.

Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.

Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени.
И совсем свой ребята
Сразу - будто не они,

Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят:
Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже
И родней, чем час назад.

Поглядеть - и впрямь - ребята!
Как, по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.

Александр Трифонович Твардовский описывает не тот Днепр, широкий и могучий, что у Киева. Днепр на Смоленщине - узкий, быстрый и с перекатами.

«Единственным местом, где нет немцев, была понтонная переправа через Днепр в районе деревни Соловьево. Вот на эту перепра­ву устремились все. Это уже не было организованным отходом, это было бегство. Вперед, т.е. назад, рвались, обгоняя друг друга, машины, повозки, верховые, пешие. Среди машин и повозок много санитарных, с ранеными. Подгоняемые страхом, уже никто не усту­пал им дорогу, все рвались к переправе. Когда мы подъехали на своей повозке к переправе, то увидели море людей и всевозможного транспорта. Самой переправы не было видно, к ней не подступиться. Образовалась пробка, пропустить которую "ниточка" понтонного моста была не в состоянии. Немецкие самолеты безнаказанно бомбили и обстреливали скопище возле переправы. Это был кошмар. Вой сирен, взрывы бомб, крики раненых и людей, обезумевших от страха. Люди бегут, раненые ползут, таща за собой окровавленные лоскуты одежды, длинные полосы бинтов с соскочивших повязок. Я не полез в гущу толпы к переправе и к моменту налета авиации был на краю скопления. С налетом авиации я упал в небольшое углубление, напоминающее отлогий окоп, и там увидел знакомого врача, Фишера, он был старшим нашей группы на сборах в Иркутске. Встреча не принесла нам радости, каждый из нас высматривал, куда бы отползти подальше от этой жуткой картины безнаказанного избиения людей.» (Из воспоминаний Б.Феоктистова)

Обо всём этом хорошо описал в своей поэме "Василий Тёркин" Александр Твардовский, военный корреспондент, родившейся на Смоленщине. Он прошёл со своим героем Василием Тёркиным по Старой Смоленской дороге до Берлина.

Твардовский всегда с теплотой вспоминал свой путь военного корреспондента, особенно свою родную Смоленщину, где во время боёв проходили встречи с партизанами. Тогда же была написана и исполнена первая песня про партизан.

Когда путешествуешь по Смоленской земле, то часто видишь памятники матросам. Где Смоленская земля, а где море? Много матросов нашли упокоение на Смоленщине.

Мой хороший друг, ветеран морской пехоты Александр Фомичёв (к сожалению, уже ушедший в мир иной) с 1941 года с боями прошёл Смоленскую землю и закончил войну в Восточной Пруссии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловьёвская_переправа

http://pikabu.ru/story/yuriy_aleksandrovich_fomichev_vechnay...

Юрий Александрович Фомичев. Вечная память героям. Слава народу победителю!

Юрий Александрович Фомичев родился в августе 1925 года. В Москве, на Семеновской заставе, в переулке со сладким названием Медовый. Семья была большая – 3 сестры и 2 брата. Рос сильным, крепким. В 15 лет ростом был 176 см. В свободное время активно занимался спортом: катался на лыжах, коньках. Во время летних каникул в деревне работал на полях и в кузнице молотобойцем. Еще увлекался радиоделом. В школе был старостой класса, председателем учкома. Среди оценок лишь несколько четверок, остальные – «отлично».

Тяга к морю появилась в 1935 году, когда мамин брат – дядя Шура – приехал с Черноморского флота. Он служил на эскадренном миноносце «Незаможник», был старшиной котельной группы. Клеши, бескозырка, бушлат пленили мальчишку. Дядя рассказал и о том, что в семье Фомичевых моряками были прадед, дед. Первый служил на Балтике судовым механиком, второй – на Черном море на миноносцах. И паренек, как говорится, «загорелся». С увлечением стал читать произведения на морскую тематику. Как раз в то время на экраны вышел кинофильм «Мы из Кронштадта». Впервые ее демонстрировали в кинотеатре «Орион» на Преображенской заставе. Юрий с друзьями со двора в тридцатиградусный мороз отправился на сеанс вверх по Медовому, затем вниз к реке Хапиловка по улице 9-я Рота мимо собора Петра и Павла. Все расстояние – около трех километров. Пришлось постоять в очереди, а затем: вот они – альбатросы Балтики… сама она суровая, свинцовая… Фильм смотрелся на одном дыхании. Ту картину Юрий смотрел еще более десяти раз!

После семилетки хотел поступать в Херсонскую мореходку. Но папа посоветовал немного подождать – завершить обучение в средней школе, а уже после этого, если желание не изменится, поступать в военно-морское училище. На том и сошлись. Но в планы вмешалась война.

Сверстники во дворе были старше года на четыре. В конце июня 1941 года всех друзей призвали в Красную Армию. Юрий пропадал в военкомате с утра до вечера, провожая партии призывников, мозоля глаза военкому. В армию из-за возраста его брать не хотели.

И вот однажды, в конце июля, в одной из команд не хватало человека. Военный комиссар, в очередной раз увидев Юрия, произнес: «Даю тебе сорок минут, чтоб сбегать за вещами».

Военкомат был рядом с домом. Фомичев проходными дворами понесся домой. Вещи у него были заранее собраны.
Папа был в армии. Юра оставил записку маме, чтобы не беспокоилась, и побежал обратно. Через полчаса был уже в строю новобранцев. Вечером их погрузили в поезд. Думали: едут на фронт, ведь у всех мысли были только об этом.

Ехали сутки, другие. Ждали, вот-вот послышится орудийная канонада, но ночью и днем - тишина. Поняли: везут не на фронт. Через десять суток оказались во Владивостоке. Тогда только стало понятно, какую шутку сыграл с юношей военком. Распределение Юрий получил в радиошколу на острове Русский. Но поскольку он был радиолюбителем-коротковолновиком, его досрочно аттестовали и распределили в так называемый дивизион плохой погоды, на сторожевой корабль «Метель». Уже там случайно узнал, что для отправки на фронт формируется отряд моряков. Только надо быть хорошим спортсменом. А Юрий завоевывал второе место в Москве по конькам, с собой прихватил грамоты. В отряд его взяли.

В конце августа со своими товарищами уже был на Западе. Прямо с колес бросили в бой. За три дня от трехсот молодых тихоокеанцев остался неполный взвод, но немцев на рубеже остановили. Потом был Кронштадт, где заканчивалось формирование 4-й бригады морской пехоты особого назначения. В конце сентября направили под Шлиссельбург, в район Невской Дубровки. Был получен приказ форсировать Неву и выйти на соединение с Волховским фронтом, не позволить врагу замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда.

В ночь с 15 на 16 сентября под прикрытием туманной дымки началось форсирование Невы. С ходу зацепились за левый берег в районе Московской Дубровки и, развивая бросок, заняли плацдарм до 3 километров по фронту и 1.800 метров в глубину. На рассвете 17 сентября к немцам пришло пополнение, и плацдарм сузился до 1.200 метров по фронту и глубиной в 800 метров. Так и стояли здесь моряки насмерть. Враг дальше не прошел. Изнурительные, кровопролитные бои не прекращались круглые сутки: артиллерийские обстрелы, одна за другой атаки. Немцы в буквальном смысле слова перепахивали снарядами и бомбами пятачок, на котором не осталось ни деревца, ни кустика.

Раненых не успевали отправлять на правый берег, многие погибали во время переправы. Мертвых складывали в воронки от крупнокалиберных снарядов, и следующий артналет засыпал их землей. На пятый день боев Фомичев был ранен, задело подключичную артерию. Уже ближе к вечеру его удалось переправить на правый берег, а там самолетом в Москву, в госпиталь. Только поэтому остался жив.

После выписки его направили в 116-ю отдельную мотострелковую бригаду Тихоокеанского флота 1-го формирования. Юрий Александрович принимал участие в контрнаступлении под Москвой. Бригада входила в состав 1-й и 3-й ударных армий.
В марте - второе ранение. После госпиталя вновь морпехота, но уже под Сталинградом. В августе – еще было ранение, и после выписки снова 116-я бригада, но второго формирования. Совместно с 66-й танковой бригадой 20-го танкового корпуса в феврале 1943 года была спланирована зимняя операция под Орлом. На слиянии Оки и Зуши, на крутом правом берегу Оки находилось село Городище, которое было приказано взять. Бой за село продолжался трое суток. 66-я бригада потеряла почти все танки, а в батальонах оставалось от 150 до 250 человек. Но Городище взяли и держали в течение недели.

«Нас сменила полнокровная стрелковая бригада и еще один из полков подошедшей дивизии. Отвели на переформирование. Через десять дней мы узнали, что наших сменщиков отбросили за Оку и Городище вновь у немцев. Это лишний раз показывало, что моряки, если что-то взяли, то не отдают. Хоть мертвые, но воюют», - говорил в беседе со мной Юрий Александрович.
После переформирования из бригады создали морской стрелковый полк, а из артиллерийского дивизиона артиллерийский полк. Фомичев принял участие в битве на Курской дуге.
Наши бойцы вновь форсировали Оку, вернули Городище и взяли еще несколько населенных пунктов. Не доходя до Орла, повернули на Мценск. Затем был Брянский фронт. Потом Западный, Смоленщина, Белоруссия. Фомичев был среди тех, кто первым вступил в Минск. Потом его ждали Польша, Восточная Пруссия.

«Вышли, - вспоминает Юрий Александрович, – к заливу Фриш-Гав, затем повернули на Кенигсберг». Получив еще одно, как казалось тогда, последнее, ранение в ходе тех боев, закончил войну под Пилау. Это нынешний Балтийск. Победу встречал в госпитале. После выписки был направлен на Тихий океан, но уже в составе частей морской пехоты. Только там, в бою за Сейсин, его ждали последнее, весьма тяжелое ранение и контузия.
Войну закончил гвардии главным старшиной. Среди наград - ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медаль «За отвагу». Год не ходил, полгода не говорил – такими были результаты контузии. В августе 1950 года Юрия Александровича комиссовали и привезли в Москву. При росте 189 см он весил 45 килограммов. Живой скелет. Год числился инвалидом 1-й группы. В 1952 году переоформил на вторую, чтобы получить право на работу.

С большим трудом устроился регулировщиком специальной аппаратуры в опытное конструкторское бюро «Якорь». И с годами, приобретая опыт, вырос до ведущего инженера. Много работал на полигонах Капустин Яр, Балхаш, Байконур. На пенсию ушел в 1986 году.

Несмотря на возраст Фомичев был частым гостем во флотских подразделениях. Встречался со школьниками, принимал участие в различных памятных мероприятиях. А еще Юрий Александрович писал стихи. Недавно вышел в свет его сборник «Память не стынет». Вот одно из стихотворений из этой книги:

Зима 41 года

Вновь вижу вас в тревожных
снах…

Зима… Шинели сняты.
Идем, и ленточки в зубах,
Распахнуты бушлаты.
Атаки шквал… и враг бежит,
Крича schwarz Tod, schwarz Tod.
Мороз… но кровь у нас кипит,
Я помню сорок первый год.
Бои… бои… и в день и в ночь…
Гранат, патронов мало…
Но гнали, гнали немцев прочь,
В нас молодость играла.
Гвардейцы – детище Петра,
Мы Ушакова внуки.
Наш клич «ПОЛУНДРА» и «УРА»!
Ласкают сердца звуки.
Бои… начало января,
С Москвы осада снята…
Встречай, смоленская земля,
Матроса и солдата.
Идем сражаться за тебя,
Мы повзрослели рано.
Матросов дружная семья
Пришли мы с океана.

На снимках: Юрий Александрович ФОМИЧЕВ - в жизни и на картине «Непокоренный» народного художника России Василия НЕСТРЕНКО; встреча ветеранов на Невском пятачке (1975 г.); Дорога жизни (1942 г.).

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле.
А.Т. Твардовский

Картина дня

наверх